Дневники мотоэкспедиции, приуроченной к 175-летию со дня рождения великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского. С конца июля команда из четырех мотоциклистов из Санкт-Петербурга проехала от Урала через Сибирь до приграничного с Монголией города Кяхта и начала свой путь через пустыни Монголии.
Мотопутешествие, часть которого лежит по пути IV экспедиции Николая Михайловича Пржевальского, проходит при поддержке Русского географического общества. Мотоциклисты Михаил Бархатов, Алексей Архипов, Алексей Тихомиров и Павел Игнатьев намерены проехать более 12 000 километров из Санкт-Петербурга до киргизского города Каракол.
Путь до Кяхты города, из которого вышла последняя экспедиция Пржевальского, был долгим, мотоциклисты достигли его 4 августа, проехав более 7300 километров. Кяхта это город, который находится прямо на границе России и Монголии. С историей этого города путешественников познакомил директор Кяхтинского краеведческого музея имени академика Обручева Сергей Петушкеев. Во времена, когда в России только начинали пить чай, в Кяхте находился главный перевалочный пункт по дороге этого напитка из Китая в нашу страну. Здесь жили самые богатые купцы России. Именно чай привел к расцвету города.
Прохождение российско-монгольской границы заняло несколько часов. А сразу за ней пейзаж сильно изменился: начались холмы.
Везде пасется скот и постоянно переходит дорогу. Встречные водители постоянно мигают дальним светом. Сначала думаешь о полиции, потом понимаешь, что все тебя приветствуют , рассказывает Архипов.
За первый же день мотоциклисты доехали до столицы страны Улан-Батора. На следующий день путешественников застала сильная буря, которую они решили переждать в отеле.
Наконец-то началась интересная дорога, в основном скоростные грунтовки с вылетами в песок, пишет Архипов. Все упали по разу точно. Во все стороны пустыня до горизонта, но пустыня все время разная: то черная, то с травкой, то с камнями. Иногда попадаются табуны лошадей, кучки верблюдов, стада овец и коз. Местные жители пасут их на мотоциклах .
За время езды по пустыне мотоциклисты пришли к выводу, что самым точным и заметным ориентиром служат линии ЛЭП. Если заблудиться, по ним рано или поздно сможешь выехать к населенному пункту.
Езду на мотоцикле по пустыне сложно назвать обыденным делом, и путешественников часто подстерегают неприятности. Например, механик экспедиции Павел Игнатьев за 20 километров до очередного населенного пункта попал в яму, после чего его и машину подкинуло. Сделав сальто, мотоцикл упал. Водитель отделался небольшими ушибами, а машина не получила серьезных повреждений.
Проехать по песку в пустыне задача не из лёгкихТем не менее, не обошлось и без потерь: во время дневного перехода у одного из участников экспедиции выпал гермомешок со всеми зарядными устройствами. Его поиски не увенчались успехом. А через несколько часов поднялась песчаная буря.
Добрались до поселка, в нем тоже буря, людей почти нет, только дети играют как ни в чем не бывало. Света в поселке нет. Ночью пару раз давали свет, телефоны-то подзарядились, а вот заправиться мы не догадались, и очень зря , рассказывает Архипов.
Без электричества не работают и заправки, а бензина у мотоциклистов хватило только на то, чтобы доехать до следующего села. Но и там и ждало разочарование до вечера топлива не будет, потому что нет света.
Ну что ж, еще минус день. Сидим на холме с видом на заправку, варим гречку с тушенкой, ждем бензина , говорит Архипов.
Николай Михайлович Пржевальский (1839 1888) всемирно известный исследователь-натуралист. Ещё в юности Пржевальский совершил замечательную экспедицию по Уссурийскому краю, которая стала одним из самых значительных азиатских исследований тех лет. В течение всей жизни занимался изучением Центральной Азии. Благодаря его исследованиям европейцы получили представление об огромной территории, охватывающей Монголию, Джунгарию, Восточный Тибет и Туркестан.
Пржевальский никогда не начинал новой экспедиции, не подведя итоги предыдущей. Основные результаты своих исследований он изложил в пяти итоговых трудах, опубликованных под эгидой Русского географического общества. Был удостоен высших наград ведущих Географических обществ мира, избран почётным членом Академии наук и Императорского Русского географического общества.
Вклад Пржевальского в науку трудно переоценить он открыл несколько видов животных, среди которых дикий верблюд, дикая лошадь, тибетский медведь. Этот исследователь и географ собрал внушительные зоологические, минералогические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, описанных специалистами позднее.
Именем Пржевальского названы ледник на Алтае, хребет в Куньлуне, многие виды растений и животных. В 1891 году по представлению Русского географического общества учреждены специальная премия имени Николая Пржевальского и серебряная медаль, а в 1946 году золотая.
Свежие комментарии