После поражения во Второй мировой войне бывшие чиновники и офицеры стран Оси бежали из Европы всеми возможными способами. Помогали им в этом симпатики из самых разных кругов — европейские аристократы, представители иностранных разведок и даже духовенство. В том числе и из Ватикана.
Отношения между национал-социализмом и христианством всегда были сложные.
С одной стороны, главным врагом в Ватикане считали Советский Союз — официально атеистическое государство. Нацисты напирали на консервативные ценности и от религии на первых порах не отрекались. С другой — культ силы и дохристианских мифов, воспеваемый в Третьем рейхе, был мало похож на христианские ценности. А католиков в Германии оставалось достаточно много, особенно на юге.20 июня 1933 года папа Пий XI и Германия подписали конкордат. Гитлер добился роспуска Партии католического Центра — одной из самых влиятельных в стране. Зато права церкви в сфере образования и семейного права расширялись. Нацисты пообещали католиков не трогать, если они не будут лезть в политику.
Уже к 1937 году в Ватикане окончательно поняли, что заключили договор с дьяволом. 10 марта Пий XI обратился к верующим с энцикликой Mit brennender Sorge в которой раскритиковал политику Рейха и языческие корни национал-социализма.
«Если кто-то выделяет расу, этнос, государство или его специфическую форму либо иную фундаментальную ценность человеческого общества — сколь бы необходимыми и уважаемыми ни были их функции — над уровнем их обычной ценности и делает их объектом поклонения, то он искажает и извращает мир, замышленный и сотворенный Богом»,
— двенадцатый пункт энциклики, который дописал кардинал Эудженио Пачелли, будущий папа Пий XII.
Несмотря на это, во Второй мировой войне Ватикан соблюдал нейтралитет. После ее завершения Святой Престол оказался в центре обвинений в симпатиях к нацистам. И хотя Пий XII, избранный в марте 1939 года, осуждал преследования евреев, за ним закрепилось прозвище «немецкий папа»
На практике позиции католического духовенства могли быть абсолютно разными — даже прямо противоположными. Кто-то укрывал евреев или открыто боролся с нацистами, а кто-то, наоборот, помогал им избежать правосудия.
Подписание конкордата между нацистской Германией и Святым Престолом, Рим, 20 июля 1933 года. Источник: Федеральный архив Германии
АЛОИС ПОМОГАЕТ АДОЛЬФУ
В Риме на площади Пьяцца Навона стоит церковь Санта-Мария-дель-Анима, в которой есть двор для немецких паломников и училище для клира. Главой австро-немецкой конгрегации Рима в годы Второй мировой был епископ Алоис Худал, которого языческие корни национал-социализма не смущали.
Худал поддержал расистские законы Третьего рейха. Да и в целом не стеснялся своего антисемитизма. Он писал: «Новый союз уничтожит либерализм и коммунизм, проистекающий из еврейского вдохновения».
Есть версия, что Худал, кроме прочего, получал от немцев деньги и работал на их разведку. Такую точку зрения высказали историки Роберт Грэм и Дэвид Альварес в своей работе «Ничего святого: нацистский шпионаж против Ватикана, 1939–1945». С 1938 года епископ получал денежные переводы от МИД Германии на не совсем понятные цели.
В 1945 году Худала начали постепенно изолировать от дел Святого Престола, но он успех наладить связи с аргентинским диктатором Хуаном Пероном для спасения нацистов. Преступниками он их не считал: «После 1945 года вся моя благотворительная работа была направлена на то, чтобы помочь бывшим членам национал-социалистический и фашистской партий, особенно так называемым военным преступникам […], подвергшимся преследованиям, которые часто были совершенно невиновными. […] Благодаря поддельным документам многих из них я спас. Они могут убежать от преследователей и убежать в счастливые страны».
Епископ Алоиз Худал рядом с графиней Франциской фон Лариш-Менних в Вене, 1936 год. Источник: Bildarchiv Austria / Österreichische Nationalbibliothek
Для побега из Европы был необходим паспорт перемещенного лица, который выдавал Международный комитет Красного Креста. Комитет часто проверял тех, кому выписывал документы, поэтому ехать с настоящим паспортом или грубой подделкой было опасно. Тут и пригодился епископ Худал.
Документы, выданные Ватиканской организацией помощи беженцам проверяли редко, слишком высоким был авторитет церкви. После этого беглец мог спокойно подаваться на аргентинскую визу. С простой туристической визой нацист приезжал в Аргентину, где его встречал кардинал Антонио Карджиано.
В Латинской Америке у беглеца проблем уже не было. Их и быть не могло, учитывая, что Хуан Перон не скрывал своего отношения к исходу войны: «В Нюрнберге в это время произошло нечто, что лично я считаю бесчестием и неудачным уроком для будущего человечности. Я уверен, что аргентинский народ тоже признал Нюрнбергский процесс бесчестием, недостойным победителей, которые вели себя так, будто они не победили. Мы поняли теперь, что они заслужили проигрыша в войне».
Возможно, среди тех, кого спас епископ Худал были и простые офицеры, испугавшиеся гнева победителей. Но и преступников хватало: архитектор Холокоста Адольф Эйхман; врач Йозеф Менгеле; комендант Треблинки Франц Штангль; заместитель коменданта Собибора Густав Вагнер.
Удостоверение беженца. Выдано Красным крестом офицеру СС, руководителю отдела гестапо Адольфу Эйхману на имя Рикардо Клемента. Фото: Fundacion Memoria del Holocausto
БЕГСТВО ИЗ ЗАГРЕБА
В апреле 1941 года Королевство Югославия капитулировало и было оккупировано немцами. В Хорватии Гитлер отдал власть в руки местному праворадикальному движению усташей и его лидеру Анте Павеличу, который возглавил марионеточное Независимое государство Хорватия (НГХ). После падения власти Павелича в 1945 году, спасение бывших усташей от правосудия организовали священники из ордена францисканцев.
Главным спасителем военных преступников в Хорватии стал Крунослав Драганович — секретарь хорватского католического братства Сан-Джироламо в Риме — весьма таинственная фигура, часто бывавшая в Загребе, Риме и Берлине.
Покровителем церкви Сан-Джироламо-деи-Кроати тогда был архиепископ Буэнос-Айреса и сторонник Перона, кардинал Сантьяго Копельо. Поэтому задача Драгановича была довольно простой — переправить усташей в Италию, укрыть их на некоторое время и отправить в Аргентину.
Помощь понадобилась даже местному вождю. В начале мая 1945 немцы отступали с территории Балкан. Вслед за ними бежал и Павелич с фальшивыми документами на имя Педро Гонера, гражданина Перу. Прибыв в Италию через Австрию, Павелич скрылся в монастыре Сан-Джироламо. Уже скоро его приняла приветливая Аргентина, а Перон сделал своим советником.
Правда, уйти от последствий своей политики до конца не получилось. В апреле 1957 года двое сербов выследили Павелича в Аргентине и попытались убить. Он получил две пули, выжил и бежал в Испанию. Но организм Павелича уже не восстановился, через два года он умер в больнице в Мадриде.
Крунослав Драганович — хорватский римско-католический священник и историк, обвинявшийся в том, что был одним из организаторов «крысиных троп» для военных преступников. Источник: Courage – Connecting collections / cultural-opposition.eu
НАДЕЖНОЕ УКРЫТИЕ
Сербский историк Момо Павлович утверждает, что папа Пий XII, США и Великобритания знали о действиях монастырской братии. Анте Павелича планировали использовать в борьбе с социалистической Югославией и ее руководителем Иосипим Брозом Тито. Прямое тому доказательство — отчет агента американской контрразведки Роберта Клейтона Муда.
В сообщении от 12 февраля 1947 года Муд передавал, что ему удалось проникнуть в монастырь святого Иеронима. За стенами обители он увидел Павелича, коротко подстриженного и переодетого в монашеские одежды, и бывших членов правительства Хорватии. В отчете агент записал, что беглецов охраняют вооруженные люди, а перемещаются они в машинах с дипломатическими номерами Ватикана.
Еще одно доказательство — инцидент вокруг Папского института Востока в Ватикане. По утверждению британской разведки на территории учреждения скрывались бывшие нацисты. Через своего посла при Ватикане сэра Фрэнсиса Осборна Великобритания попросила папу дать согласие на обыск. Дипломат добавил, что отказ Ватикана на проведение акции лишь вызовет дополнительные основания для обвинений. Разрешения от папы Пия XII не последовало. Посол Осборн писал в Лондон, что ни секунды не верил в то, что папа выдаст своих «гостей».
Вступление союзных войск в Рим, 5 июня 1944 года. Папа Пий XII обращается к толпе на площади Святого Петра в Риме с балкона собора Святого Петра в 18:00. Фото: капитан Таннер, официальный фотограф военного ведомства / IWM
КАТОЛИКИ ПРОТИВ НАЦИСТОВ
Несмотря на деятельность таких епископов как Худал и пассивную позицию Папы Римского, многие католические священники и прихожане активно противостояли национал-социализму, часто сами оказывались в концлагерях. Лишь в одной Италии евреев укрывали около 30 мужских и женских монастырей.
Многие священники, которые спасали евреев, были убиты за это. Монах-францисканец Максимилиан Кольбе погиб в Аушвице, обменяв свою жизнь на жизнь другого узника. Кармелит Тит Брандсма был казнен в Дахау. Кармелитка Эдит Штайн погибла в газовой камере. Только через специальный барак для священников в Дахау прошло 2 600 человек. Роль папы Пия XII, как в спасении нацистов, так и в спасении их жертв, пока ясна не до конца.
Свежие комментарии