Заключённые, попадавшие в Освенцим, сначала не осознавали весь ужас этого места. Сегодня важно помнить о страданиях в Освенциме, ведь если забыть прошлое, оно может повториться.
Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
27 января 1945 года советские войска освободили заключённых Освенцима, известного концлагеря во время Второй мировой войны, находящегося на юге Польши. К сожалению, на момент прихода Красной Армии за колючей проволокой оставалось всего около трёх тысяч человек. Всех, кто мог работать, немцы перевезли в Германию, успев также уничтожить документы и взорвать большинство крематориев.
Точное число жертв Освенцима до сих пор неизвестно. На Нюрнбергском процессе прозвучала оценка в пять миллионов жертв, но бывший комендант лагеря Рудольф Хёсс утверждал, что их было вдвое меньше. Историк Франтишек Пипер считает, что около миллиона человек так и не дождались освобождения
Место, откуда нет исхода: как возник Освенцим
Освенцим, известный также как Аушвиц-Биркенау, начал свою трагическую историю в августе 1940 года. В небольшом польском городке Освенцим, в 60 километрах от Кракова, на базе бывших казарм началось строительство крупного концентрационного лагеря Освенцим I. Первоначально он был рассчитан на 10 000 человек, но в марте 1941 года, после визита главы СС Генриха Гиммлера, его вместимость увеличили до 30 000 человек. Первые заключённые лагеря были польскими военнопленными, которые и строили новые лагерные сооружения.
Сегодня на месте бывшего лагеря расположен музей, посвящённый памяти его узников. Вход в него осуществляется через ворота с печально известной надписью на немецком «Arbeit macht Frei» («Труд освобождает»). В декабре 2009 года эту табличку похитили, но вскоре польская полиция нашла её распиленной на три части. Сейчас на воротах висит копия таблички.
Андрей Погожев, бывший заключённый Освенцима, которому удалось бежать и выжить, в своих мемуарах вспоминал, что только однажды видел группу заключённых, покидающих лагерь не в тюремной одежде. На них была гражданская одежда и чёрные сутаны. Говорили, что по просьбе папы римского Гитлер распорядился перевести заключённых священников в другой лагерь, Дахау, где условия были чуть более "мягкими". Это был единственный случай "освобождения", который помнил Погожев.
Лагерный порядок: как был устроен «быт» в Освенциме
Жилые блоки, административные здания, лагерный госпиталь, столовая, крематорий — это был целый квартал из кирпичных двухэтажных зданий. Если бы не знание о страшных событиях, происходивших здесь, выглядеть всё могло бы даже привлекательно. Те, кто вспоминал свой первый день в Освенциме, отмечали, что аккуратный вид построек и обещание скорого обеда вводили их в заблуждение и даже радовали. В тот момент никто не мог представить, какие ужасы им предстоят.
В некоторых помещениях сохранена обстановка военных лет, в других — организованы выставки: документы, фотографии, стенды. Жилые блоки напоминают общежитие: длинный темный коридор, по сторонам комнаты. Посредине каждой комнаты стояла круглая печь для обогрева, обшитая железом. Переходить из комнаты в комнату строго запрещалось. Одно из угловых помещений отводилось под умывальню и уборную, оно же служило мертвецкой. В уборную разрешалось пройти в любое время — но только бегом.
Трехъярусные нары с матрацами из бумажной ткани, набитыми соломой, одежда заключенных, ржавые рукомойники — все находится на своих местах, так, словно узники покинули это помещение неделю назад. Пытаться передать на словах, насколько тяжелое, может быть, жуткое, давящее впечатление производит каждый метр этого музея, — вряд ли получится. Когда находишься там, разум всеми силами сопротивляется, отказываясь принимать на веру тот факт, что все это реальность, а не страшные декорации к военному фильму.
Помимо воспоминаний уцелевших узников, понять, что же представляла собой жизнь в Освенциме, помогают три очень важных документа. Первый — дневник Иоганна Кремера, врача, который 29 августа 1942 года был направлен на службу в Освенцим, где провел около трех месяцев. Дневник был написан во время войны и, судя по всему, не предназначался для посторонних глаз. Не менее важны записки сотрудника лагерного гестапо Пери Броада и, конечно, автобиография Рудольфа Хёсса, написанная им в польской тюрьме. Хёсс занимал должность коменданта Освенцима — ему ли было не знать о царивших там порядках.
Музейные стенды с историческими справками и фотографиями наглядно рассказывают о том, как был устроен быт узников. Утром пол-литра чая — теплой жидкости без определенного цвета и запаха; днем — 800 граммов чего-то вроде супа со следами присутствия круп, картофеля, редко мяса. По вечерам «кирпич» землистого цвета хлеба на шестерых с мазком повидла или кусочком маргарина.
Голод был страшный. Развлечения ради часовые частенько бросали через колючую проволоку в толпу заключенных брюкву. Потерявшие от голода разум тысячи людей набрасывались на жалкий овощ. Акции «милосердия» эсэсовцы любили устраивать одновременно в разных концах лагеря, им нравилось наблюдать, как, приманиваемые пищей, заключенные метались внутри замкнутого пространства от одного охранника к другому… За собой обезумевшая толпа оставляла десятки задавленных и сотни покалеченных.
Временами администрация устраивала для заключенных «ледяные бани». Зимой это часто приводило к учащению случаев воспалительных заболеваний. Не один десяток несчастных были убиты караульными, когда в болезненном бреду, не понимая, что делают, они приближались к запретной зоне у ограды, или гибли на проволоке, находившейся под током высокого напряжения. А некоторые просто замерзали, блуждая в беспамятстве между бараков.
Между десятым и одиннадцатым блоками находилась стена смерти — с 1941 по 1943 год здесь расстреляли несколько тысяч узников. В основном это были поляки-антифашисты, схваченные гестапо, а также те, кто пытался сбежать или наладить контакты с внешним миром. В 1944-м стена, по приказу лагерной администрации, была разобрана. Но для музея восстановили небольшую ее часть. Теперь это мемориал. Возле него — свечи, цветы и венки.
Нечеловеческие опыты на людях
Несколько музейных экспозиций рассказывают об опытах, которые проводились в Освенциме над заключенными. С 1941 года в лагере испытывались средства, предназначенные для массового уничтожения людей — так фашисты искали наиболее эффективный способ окончательного решения еврейского вопроса.
Хёсс писал в своей автобиографии: «Применение „Циклона Б“ повлияло на меня успокоительно, ведь вскоре необходимо было начать массовое истребление евреев, а до сих пор ни я, ни Эйхман не представляли себе, каким образом будет производиться эта акция. Теперь же мы нашли как газ, так и метод его действия».
В 1941–1942 годах хирургическое отделение размещалось в блоке № 21. Именно сюда доставили Андрея Погожева после того, как он 30 марта 1942 года получил ранение руки на строительстве лагеря Бжезинка.
Дело в том, что Освенцим был не просто концентрационным лагерем — так назывался целый лагерный анклав, состоявший из нескольких самостоятельных зон заключения. Кроме Освенцима I, или собственно Освенцима, о котором идет речь, был еще Освенцим II, или Бжезинка (по названию близлежащей деревни). Его строительство началось в октябре 1941 года руками советских военнопленных, среди которых и оказался Погожев.
16 марта 1942 года вторая часть лагеря, Бжезинка (Аушвиц II), начала свою работу. Условия в Бжезинке были ещё хуже, чем в Освенциме I. Более 400 заключённых вынуждены были жить в деревянных бараках, предназначенных для 52 лошадей. Поезда с заключёнными прибывали ежедневно из всей оккупированной Европы. Специальная комиссия осматривала новоприбывших и решала, кто из них пригоден для работы. Тех, кто не соответствовал требуемым критериям, отправляли в газовые камеры.
Андрей Погожев получил рану не в результате несчастного случая на работе — в него выстрелил эсэсовец. Однако, в отличие от многих других, ему повезло выжить. В своих воспоминаниях Погожев рассказывает о жизни в больничном блоке № 21 и с теплотой вспоминает врача-поляка Александра Турецкого, арестованного за свои убеждения и работавшего писарем в пятой комнате госпиталя, а также доктора Вильгельма Тюршмидта, поляка из Тарнова. Оба они старались хоть как-то облегчить страдания больных заключённых.
По сравнению с тяжелыми земляными работами в Бжезинке жизнь в госпитале могла показаться раем. Но ее омрачали два обстоятельства. Первое — регулярная «селекция», отбор ослабевших узников для физического уничтожения, которую эсэцовцы проводили 2-3 раза в месяц. Вторая напасть — окулист-эсэсовец, который решил попробовать себя в хирургии. Он выбирал больного и, дабы усовершенствовать свои навыки, делал ему «операцию» — «резал что хотел и как хотел». Многие заключенные, которые уже шли на поправку, после его опытов умирали или превращались в калек. Часто Тюршмидт после ухода «практиканта» вновь клал больного на операционный стол, стараясь исправить последствия варварской хирургии.
Жажда жизни
Однако не все немцы в Освенциме зверствовали, как «хирург». В записях заключенных сохранились воспоминания об эсэсовцах, которые относились к узникам с сочувствием и пониманием. Одним из них был блокфюрер по прозвищу Ребята. Когда не было посторонних свидетелей, он старался подбодрить, поддержать дух тех, кто терял веру в спасение, иногда предостерегал от возможных опасностей. Ребята знал и любил русские пословицы, старался применить их к месту, но иногда выходило неловко: «Кто не знает, тем бог помогает» — это его перевод «На бога надейся, а сам не плошай».
Но, вообще, воля узников Освенцима к жизни поразительна. Даже в этих чудовищных условиях, где с людьми обращались хуже, чем с животными, заключенные старались вести духовную жизнь, не погружаясь в липкую безликость отчаяния и безысходности. Особенной популярностью среди них пользовались устные пересказы романов, занимательных и юмористических историй. Порой можно было даже услышать, как кто-то играет на гармошке. В одном из блоков сейчас выставлены сохранившиеся карандашные портреты заключенных, сделанные их товарищами.
В блоке № 13 можно увидеть камеру, в которой свои последние дни провел святой Максимилиан Кольбе. Этот польский священник, заключенный Освенцима под номером 16670 в мае 1941 года, принял мученическую смерть во имя своего ближнего. В июле того же года, после побега одного из заключенных, администрация лагеря решила наказать десятерых его сокамерников, обреченных на голодную смерть. Среди них был польский сержант Франтишек Гаёвничек, который переживал за свою оставшуюся на свободе семью. Кольбе, проявив невероятное самопожертвование, предложил обменять свою жизнь на его. После трех недель без еды выжили Кольбе и еще трое. 14 августа 1941 года они были убиты инъекцией фенола. В 1982 году папа Иоанн Павел II канонизировал Кольбе как святого мученика, а 14 августа стало днем его памяти.
Каждый год Освенцим посещают сотни тысяч человек со всего мира. Многие из них — потомки тех, чьи судьбы были связаны с этим трагичным местом. Люди приезжают, чтобы почтить память своих предков, увидеть их портреты на стенах блоков и возложить цветы к Стене смерти. Но есть и те, кто приезжает просто для того, чтобы увидеть это место и осознать, насколько трагичны были события, произошедшие здесь. Забыть эти страницы истории невозможно, и важно смириться с тем, что это часть прошлого, которую нельзя переписать.
Свежие комментарии