Мораторий на смертную казнь в России был установлен в 1997 году. До этого государство убивало приговоренных зачастую весьма изощренными способами.
Последний раз в России смертную казнь применили более двадцати лет назад, в 1996 году. По некоторым данным, последним смертником стал маньяк Сергей Головкин, обвиненный в изнасилованиях и убийствах более 30 мальчиков – его расстреляли в августе того года.
Другие источники утверждают, что последним расстреляли другого, неназванного преступника, и случилось это в сентябре 1996 г. В любом случае, в апреле 1997 года Россия, вступив в Совет Европы, подписала Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающий применять смертную казнь в мирное время. С тех пор в России действует мораторий на смертную казнь.
Двадцать лет без смертной казни – крохотный период по сравнению с веками, когда российское государство в той или иной форме уничтожало тех, кто либо совершил серьезное преступление, либо был неугоден власти. Кого и за что отправляли на смерть, и как это происходило?
Казнь на аутсорсинге
Репродукция миниатюры "Казнь боярина". (с) Михаил Филимонов/Sputnik
Как и во всем мире, убивали людей на Руси с древнейших времен, в том числе и в карательных целях. В Средневековье, когда место правовой системы занимали обычаи рода и племени, нормой жизни была кровная месть – за убийство семья жертвы имела право отнять жизнь убийцы.
Первый памятник славянского права, кодекс «Русская Правда» XIV века, гласил: «Если убьет муж мужа, то мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или двоюродному брату, или сыну брата». Власть предпочитала не казнить – упоминалось, что если родственников у убитого нет, убийце достаточно заплатить штраф в княжескую казну, чтобы искупить вину.
Способы казней тогда законодательно не прописывали: судя по летописям, все зависело от жестокости и фантазии казнивших. После крещения Руси в 988 г., отдельных волхвов-язычников, не желавших переходить в православие, сжигали живьем. Князь Изяслав, взяв штурмом Киев, приказал ослепить, а потом казнить 70 человек. Миловать или убивать, решали те, у кого были власть и оружие.
Суровые государи
По мере того, как крепла власть московских князей, присоединявших все новые территории к своему государству, право становилось более системным, отразилось это и на смертной казни. В Двинской уставной грамоте 1398 г. прописано, что вешают воров, пойманных на краже третий раз. Этим занималась уже центральная власть.
Аппетит приходит во время еды – чем дальше, тем больше преступлений в Московской Руси карались смертной казнью. Судебник Ивана III 1497 г. уже предполагал смерть за «воровство, или разбой, или убийство, или злостную клевету с целью вымогательства». Но казнили при Иване III и просто неугодных правителю: еретиков, например, сжигали заживо.
Садист на троне
Виктор Васнецов. Портрет Ивана Грозного. (с) Третьяковская галерея
На новый уровень жестокости смертную казнь, как и пытки, вывел внук Ивана III – Иван Грозный. «Жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить...», – писал первый царь России, имея в виду под «холопами» всех подданных. За время репрессий периода опричнины казнили, по меньшей мере, 4500 человек.
Помимо обычного отрубания головы и вешания, широкое распространение получило четвертование: тело преступника разрубали на части. Если казнь была «мягкой», сначала отрубали голову, если же нет – этим заканчивали, чтобы жертва успела помучиться. Практиковали и сажание на кол: особое искусство палача заключалось в том, чтобы кол проходил сквозь тело жертвы, не задевая жизненно важных органов, чтобы тот не умер слишком быстро. Изменников же Иван IV распоряжался варить до смерти в воде, вине или масле.
Не гнушался царь придумывать индивидуальные, особо мучительные казни. Так, историк Владимир Игнатов в книге «Палачи и казни в истории России и СССР» отмечает: «Однажды царь приказал привязать к бочке с порохом и взорвать принявшего монашество воеводу Никиту Казаринова, заявив, что монахи – ангелы и должны лететь на небо».
Романовские казни
Сергей Кириллов. "Степан Разин"
После анархического периода Смуты (1598 – 1613) к власти в России пришла династия Романовых, но тенденция к регламентации и одновременному ужесточению смертной казни осталась неизменной. Соборное уложение 1649 г., главный документ русского права на следующие двести лет, назначало смертную казнь уже за 60 видов провинностей.
Среди официально прописанных видов было, к примеру, сожжение заживо за богохульство: «Если кто… возложит хулу на Господа Бога… того богохульника, обличив, казнить, сжечь». Фальшивомонетчики, вероотступники, насильники, убийцы, воры – всех ждала смертная казнь. За более мелкие прегрешения секли кнутом.
По свидетельству чиновника Григория Котошихина, в Москве во время царствования Алексея Михайловича Романова (1645 – 1676) работали 50 профессиональных палачей. Без работы они не сидели: за царствование Алексея Михайловича, указывает Котошихин, казнили 7 тысяч человек.
Василий Суриков "Утро стрелецкой казни"
Лилась кровь и при сыне Алексея Петре I. Подавив стрелецкий бунт 1698 г. Петр сурово покарал «старую гвардию» царей. Десять дней в Москве казнили стрельцов после жестоких пыток: как писал историк Николай Костомаров, «четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали». Пятерым стрельцам Петр отрубил головы лично.
Пауза в смертях
При Елизавете Петровне убивать преступников перестали: их секли кнутом, клеймили и отсылали на вечную каторгу. Public domain
Первые наследники Петра продолжили его практику казнить часто и помногу, хотя экзотика времен Ивана Грозного осталась в прошлом – с XVIII века в основном рубили головы, вешали и расстреливали. Все изменилось, когда на престол взошла дочь Петра Елизавета (правила в 1741 – 1762 гг.). Императрица была убежденной противницей смертной казни и за свое правление не подписала ни одного смертного приговора.
Как указывает историк Елена Марасинова, религиозная Елизавета Петровна не хотела брать на душу грех убийства, подписывая смертные приговоры. «В моратории на смертную казнь в Российской империи воплотились не просветительские идеалы, а средневековая религиозность, с одной стороны, и уверенность самодержца в том, что государственный закон и его воля едины, – с другой», – отмечает Марасинова. Преступникам, приговоренным бы при других обстоятельствах к смерти, это не очень помогало: их клеймили, вырывали им ноздри и отправляли на вечную каторгу.
Тем не менее, двадцатилетняя пауза в казнях сыграла огромную роль в гуманизации власти. «Всего за два десятилетия правящая и образованная элита уже вполне была готова к дискуссии о целесообразности высшей меры наказания», – пишет Марасинова.
Впоследствии при Романовых казнили в основном государственных преступников, покушавшихся на императора или государственную власть: самозванца Емельяна Пугачева, пятерых руководителей восстания декабристов, а также революционеров, убивших Александра II. С 1826 по 1905 год в России казнили всего 525 человек. XX век, впрочем, покончил с гуманизмом.
Гражданская война
Расстрельная команда. Public domain
В 1905-1910 гг. правительство Николая II казнило, в основном на виселицах, более 3700 человек – так власть боролась с восстаниями, охватившими империю. «Реакция российского общества на казни была болезненной... Несчастная Россия, знала бы она, что ждет ее впереди!», – пишет Владимир Игнатов.
Действительно, после победы Октябрьской революции 1917 г. и прихода к власти большевиков насилие вышло на качественно новый уровень. Отменив смертную казнь в октябре 1917-го, уже в феврале 1918-го ленинское правительство не просто вернуло высшую меру, а разрешило расстреливать классовых врагов без суда.
«Неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, шпионы расстреливаются на месте преступления», – сообщал декрет «Социалистическое отечество в опасности!». По еще одному постановлению «О красном терроре» расстреливать полагалось всех, хоть сколько-нибудь связанных с антибольшевистскими силами.
«С издания декрета «О красном терроре» началась эпопея террора, которой нет аналогов в истории», – отмечает Игнатов. Большевики стремились построить новое, идеальное общество и в течение Гражданской войны (1918 – 1922 гг.) планомерно уничтожали всех, кто не разделял их идеалы. Точно оценить число казненных за этот период невозможно – особенно в условиях, когда и большевики, и их противники расстреливали без суда и документации. Называются цифры от 50 до более миллиона человек.
Профессиональные палачи
Василий Блохин, офицер НКВД, расстрелявший несколько тысяч человек. Public domain
После относительного затишья второй половины 1920-х годов, новая кровавая волна накрыла СССР в 1930-е, когда единоличную власть сосредоточил в своих руках Иосиф Сталин. По самым скромным оценкам, в 1930-1953 гг. были казнены более 780 тысяч человек. По законодательству 1935 года, разрешалось казнить людей, начиная с 12 летнего возраста.
С этим страшным периодом связано появление супер-палачей – сотрудников ОГПУ/НКВД/МГБ, день ото дня приводивших в исполнение смертные приговоры, как на конвейере. Полета фантазий времен Ивана Грозного уже не было: как правило, арестованных банально избивали при задержании, пытали на допросах, а после расстреливали (хотя были и случаи повешения).
Одним из самых видных рекордсменов по казням был Василий Блохин, расстрелявший несколько тысяч человек (называют цифры от 5000 до 15000). По воспоминаниям коллеги, для расстрелов Блохин переодевался из формы НКВД в костюм палача: кожаный фартук, кожаные перчатки, высокие сапоги. Блохин дослужился до генерала госбезопасности и умер в 1955 г. своей смертью.
«Водку, само собой, пили до потери сознательности. Что ни говорите, а работа была не из легких. Уставали так сильно, что на ногах порой едва держались. А одеколоном мылись. До пояса. Иначе не избавиться от запаха крови и пороха», – вспоминал подчиненный Блохина работу под его началом. Многим чекистам не так повезло, как Блохину – из-за постоянных внутренних чисток они сами оказались перед дулами расстрельной команды.
Конец смертной казни
Маньяк Андрей Чикатило был одним из последних людей, расстрелянных в СССР. (c) Владимир Вяткин/Sputnik
После смерти Сталина в 1953 г. смертная казнь стала применяться значительно реже, но весь советский период оставалась одним из инструментов контроля над обществом. За период 1962—1989 гг. судебными органами СССР было вынесено больше 24 тысяч смертных приговора, чуть меньше 2500 человек при этом были помилованы. Казнили уже исключительно через расстрел.
В новой России высшую меру наказания применяли в куда меньшем масштабе: 163 смертных приговора с 1991 по 1996 г. После этого на использование смертной казни, как уже говорилось выше, был наложен мораторий. Правительство последовательно отвергает возможность возвращения смертной казни. «Специалисты считают, что ужесточение наказания не ведет к искоренению, к снижению уровня преступности», – пояснил Владимир Путин в 2013 году.
Свежие комментарии