Художнику без модели никуда. Чтобы красавицы на холсте выглядели убедительно, писать их следует с натуры. «Апрель» решил вспомнить истории девушек, подаривших свой облик великим полотнам.
1. Венера
В 1469 году наследник знатного рода Марко Веспуччи привез в родной город молодую супругу Симонетту, которая своей красотой и обаянием моментально покорила сердца любвеобильных флорентийцев. Её прославляли на полотнах художники, стихотворцы слагали песни. Венера, Мадонна… каких только имен не удостаивалась прекрасная Симонетта.
Особенно благоволил красавице Джулиано Медичи – младший брат главы республики Лоренцо Великолепного. Любовь молодых людей была непорочна. Медичи ценили дружбу с семейством Веспуччи, поэтому Джулиано приходилось довольствоваться малым – он превозносил свою прекрасную даму в стихах и сражался за неё на турнирах.
К несчастью, роману флорентийских Марса и Венеры не суждено было продлиться долго. Прекрасная Симонетта медленно угасала от чахотки, в 1473 году её не стало. А три года спустя от рук заговорщиков, пытавшихся захватить власть в республике, погиб и Джулиано.
Вся Флоренция оплакивала смерть своих любимцев. Но больше других скорбел Сандро Боттичелли. Еще при жизни Симонетты он запечатлел её тонкий профиль в образе Афины Паллады на рыцарском знамени Джулиано.
А после смерти девушки все женские образы на полотнах Боттичелли приобрели её черты. Неизвестно, позировала ли когда-нибудь Симонетта художнику, встречала ли она его лично. Однако именно благодаря его «Рождению Венеры» мы всё еще помним облик флорентийской богини.
2. Сикстинская мадонна
У Рафаэля было много мадонн. Свою первую деву с младенцем художник изобразил еще мальчиком, когда ему было 15, после чего снова и снова возвращался к классическому сюжету. Однако по-настоящему прославил живописца только один образ богоматери, написанный незадолго до его смерти для монастыря Святого Сикста в Пьяченце.
Натурщицей для Сикстинской мадонны стала дочь деревенского пекаря Маргарита Лути. Рафаэль просто-напросто купил у отца девушки право изображать красавицу на своих полотнах.
Сделка устроила обе стороны, и Форнарина (от итал. forno – печь) стала официально музой, а неофициально – любовницей художника. Бесконечно влюбленный Рафаэль множил портреты своей Маргариты.
В то же время, сама «мадонна» воспринимала обласканного славой художника исключительно как источник дохода и, пока мэтр пропадал в мастерской, развлекала себя интрижками с его юными учениками.
Этот странный, длившийся почти 6 лет роман прервала смерть мастера. Похоронив Рафаэля, Марго получила причитающуюся по завещанию сумму и отправилась на поиски нового источника финансирования. Говорят, скоро за ней закрепилась слава самой роскошной куртизанки Италии.
Есть и другая, менее живописная версия этой истории: дочь пекаря была беззаветно предана своему возлюбленному, а после его кончины, не справившись с горем, добровольно постриглась в монахини. Но кому нужны такие скучные легенды?
3. Мона Лиза
«Мона Лиза» или «Джоконда» является, пожалуй, самым исследуемым произведением изобразительного искусства всех времен. Загадок у полотна, действительно, хватает. Ученых, искусствоведов и простых обывателей терзает масса вопросов: например, куда делись брови красавицы?
Но больше всего ценителям прекрасного хочется знать, чью улыбку изобразил на холсте великий Леонардо. Согласно официальной версии, на полотне изображена Лиза дель Джокондо, жена флорентийского торговца тканями. Семья дель Джокондо не могла похвастаться ни крупным капиталом, ни красивой родословной, однако это не мешало Франческо, супругу Лизы, подобно большинству флорентийцев в ту пору, проявлять живой интерес к искусству. Вероятнее всего, предприниматель заказал портрет жены в честь рождения сына.
Есть и другие теории. Например, немецкий историк Магдалена Зест считает, что с картины улыбается одна из самых ярких светских львиц своего времени, внебрачная дочь миланского герцога Катерина Сфорца.
Некоторые исследователи считают, что художник написал портрет Изабеллы Арагонской или Чечилии Галлерани, девушки с картины «Дама с горностаем». Исследование внешности Леонардо способствовали появлению на свет еще одной версии – якобы художник изобразил виде прекрасной мадонны самого себя. Впрочем, мужчиной в женском платье мог быть также Салаи – один из учеников мэтра.
В 2015 году итальянские ученые вскрыли несколько захоронений в церкви флорентийского монастыря Святой Урсулы и обнаружили женские останки, которые предположительно могут быть останками Лизы дель Джокондо. Возможно, современные методы исследования помогут пролить свет на главную загадку Моны Лизы.
4. Офелия
В 1851 году Джон Эверетт Милле приступил к работе над самым известным своим произведением – «Смерть Офелии». В качестве натуры для изображения шекспировской нимфы художник выбрал юную Элизабет Сиддал – музу братства прерафаэлитов.
Милле решил запечатлеть Офелию в последние минуты жизни, медленно опускающуюся на дно реки, поэтому Элизабет по несколько часов в день утопала в наполненной водой ванне. И хотя воду постоянно подогревали, девушка все же слегла с простудой.
Всё бы ничего, если бы лекари, нанятые заботливым отцом натурщицы, не прописали мисс Сиддал популярное в те годы лекарственное средство – лауданум, опийную настойку на спирту. Простуда вскоре прошла, зато сформировалась стойкая наркотическая зависимость.
Картина была закончена в 1852 году. А десять лет спустя измученная болезнью (какой – история умалчивает), тяжелым браком с Россетти и депрессией из-за потери ребенка Элизабет нарочно ли, случайно приняла слишком большую дозу лауданума. Больше она не просыпалась.
5. Происхождение мира
Одну из самых скандальных картин XIX века Гюстав Курбе создал, вероятно, по заказу турецкого дипломата Халил-Бея, страстного поклонника эротической живописи. Имя модели, позировавшей для полотна, по понятным причинам, не разглашалось.
Однако историки сходятся во мнении, что художник писал картину с Огненной Джо, своей любимой натурщицы.
В 1865 году Джоанна Хиффернан с гражданским мужем, художником Джеймсом Уистлером приехала на побережье Нормандии, в городок Трувилль, где жил и работал признанный мастер реализма Курбе. Супруг Джо вскоре отправился в Вальпараисо, опрометчиво оставив свою «прекрасную ирландку» в компании Гюстава.
Написав пару целомудренных портретов Курбе перешел в наступление. Вскоре появились «Спящие», выписанная с характерным для художника натурализмом сцена лесбийской любви, и еще более откровенное полотно «Происхождение мира». И хотя лобковые волосы изображенной на картине женщины совсем не рыжие, Уистлер по возвращению в Париж немедленно порвал со своей возлюбленной.
6. Адель
К 1903 году о романе художника Густава Климта и жены коммерсанта Блох-Бауэра судачила вся Вена. Пару лет тому назад живописец впервые изобразил Адель в образе библейской Юдифи, и с тех пор она все чаще появлялась в его мастерской и на его полотнах.
Знал об интрижке и законный супруг Адель – Фердинанд. Здраво рассудив, что убить неверную будет слишком пошло, а развестись – непрактично (кому охота терять поддержку тестя, особенно если тесть – директор венского банковского союза), Блох-Бауэр придумал оригинальный способ решения проблемы.
Фердинанд заказал у Климта портрет жены. Согласно условиям контракта, художник обязывался сделать не менее сотни набросков прежде, чем начнет писать на холсте. Оплата за работу была щедрой, а неустойка, в случае, если живописец захочет разорвать контракт, – огромной.
Таким образом находчивый Блох-Бауэр на несколько лет привязал творца к его музе. Дальше произошло неизбежное: ветреный художник, привыкший менять любовниц, как перчатки, скоро устал от своей томной подруги.
Но работу всё же закончил – контракт есть контракт. В итоге заказчик получил все, что желал – роскошный парадный портрет своей суженой и её разбитое сердце в придачу.
7. Кристина
Эндрю Уайет, самый несовременный из всех современных художников, всю свою долгую жизнь прожил в американской глубинке – в штатах Пенсильвания и Юта. Моделями Энди были его друзья и соседи, с удовольствием позировавшие художнику. Однако героиня «Мира Кристины», полотна, сделавшего Уайета знаменитым, оказалась в фокусе внимания живописца совершенно случайно.
Однажды из окна своего дома художник увидел, как его соседка Кристина Ольсен ползет домой по полю. Из-за перенесенного в детстве полиомиелита девушка не могла ходить. Чтобы не утруждать родных хлопотами с коляской, Кристина преодолевала путь вверх по холму на одних руках.
Позже живописец рассказывал, что хотел было броситься Кристине на помощь, но остановился потрясенный величием духа хрупкой девушки. После этого случая мисс Ольсен еще не раз становилась героиней картин Уайета.
Говорила и показывала Валентина Гольцберг
Свежие комментарии