Пока евреи, армяне, чеченцы и китайцы спорят о том, кто из них древнее, придумывая самые немыслимые аргументы, они забывают о не спорящей стороне – о саамах. Этот народ еще называют лапландцами, и, как считают ученые, сформировался данный этнос около 5 тысяч лет назад. Более того, с той давней поры он почти не изменился, что и в самом деле уникально.
Куда отнести саамов – по сей день загадка. С антропологической точки зрения у них присутствует достаточное количество монголоидных черт, однако это очень странные монголоиды. Некоторые антропологи считают саамов реликтом доиндоевропейского населения субконтинента – палеоевропейцев. Как знать, может это и так. Но с языковой точки зрения они являются финно-угорским народом.
Вот только саамский язык настолько мудрен, что различные его диалекты, некоторая часть которых к настоящему времени уже исчезла, настолько различаются между собой, что разные саамы могут друг друга и не понять. Поэтому некоторые лингвисты настаивают на том, чтобы эти диалекты были выделены в отдельные языки, общей саамской группы.
Когда саамы пристрастились к кочевой жизни сейчас уже неизвестно. Скорее всего, это произошло еще в палеоевропейский период. Тогда же они освоили рыбную ловлю и охоту, которыми занимались многие тысячи лет, вплоть до XVII века, когда все большее число саамов стало переходить на оленеводство, которое позаимствовали от соседних народов.
От соседей-ненцев саамы позаимствовали и строительство чумов. Впрочем, заимствовали они у всех и все. Те саамы, которые жили ближе к скандинавам – строили дома скандинавского типа, те, кто соседствовал с русскими – строил русские избы. Впрочем, русские тоже кое-что позаимствовали у саамов – слово «погост», которым те называли стоянки. Собственно саамские жилища походили на чумы, только сложенные из бревен и имеющие грани.
Раньше места их обитания называли Лапландией, а их самих лапландцами. Это стало результатом того, что скандинавы называли саамов лаппанами, а русские – лапнянами, лопарями или просто лопью. Отсюда появилось название шведской провинции Лапланд, финской Лаппи, хотя под термином «Лапландия», все окрестные народы подразумевали не провинции, а земли саамов, которые протянулись сразу через Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию.
Отдельного государства у саамов нет, как и автономии, да, похоже, оно им и не особо нужно. Неофициально их столицей считается находящийся на Полярном круге города Рованиеми. Кроме этого у саамов есть свой флаг, с которым они имеют право выходить на официальные мероприятия. Есть и свой гимн, кстати, имеющий старое происхождение.
Психология саамов под стать полярной ночи – неторопливая, склонная к созерцательности, но полностью лишенная пессимизма, лени и прочих пороков теплых мест. Культура основана на шаманизме, который остался, несмотря на усердную христианизацию саамов.
То, насколько сильно отличался нехристианизированный мир от христианского можно увидеть хотя бы на примере того, как саамы делят годичный цикл: в нем не 4 сезона, а 5. Помимо четырех классических, в середине декабря начинается пятый – сезон Северного сияния, которое в этих широтах можно наблюдать практически ежедневно. Заканчивается сезон вместе с Северным сиянием – к началу февраля. Кстати, согласно древнему поверью, Северное сияние является следствием огромной лисы, которая бежит за горизонтом и взметает хвостом в небо сверкающие снежинки.
Этим влияние шаманизма не исчерпывается, и у саамов по-прежнему в почете священные места, где обитают души их предков, и которые называются «сета». Наибольшим почетом пользуется находящийся на одном из саамских озер остров Укко (именно так в саамской мифологии зовется творец всего сущего). Кстати, жертвоприношения там совершались еще полвека назад. Сейчас они почему-то прекратились (неверное гринписовцы заели), но место все равно почитается тем, что саамы избегают его и не рекомендуют ездить туда другим.
Но самым известным в мире саамским персонажем является, конечно, Йолопукки – так саамы называют своего Деда Мороза. Аналогичный персонаж имелся практически у всех народов Европы, но христианизация вытравила изначальный образ природного духа и заменила его приторным Санта-Клаусом. Естественно, что архаичный Йолопукки показался европейцам экзотикой, и они проявили к нему интерес. После этого европейцы напялили на него красный колпак, одели как Санта-Клауса и прописали рядом с последним. Спрашивается, зачем было тогда огород городить?
Что касается традиционных занятий, то они уходят в прошлое. Сказались и сокращение популяции животных, и повальное пьянство, и ассимиляция, и христианизация, и общий упадок традиций. Саамы чувствуют себя чужими в новом мире и становятся все малочисленнее. Что ж, история в 5 тысяч лет – это тоже немало. Правда, в России всеми силами стараются сохранить саамов, организовывая национальные школы с преподаванием на саамском, курсы саамского и популяризируя традиционную культуру, но не факт, что этого будет достаточно, чтобы спасти самый древний народ Европы, и, возможно, что и мира.
Свежие комментарии