На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 516 подписчиков

Свежие комментарии

  • Роман Бумин
    Не знаю уж как про всё остальное, но ТЭНС-терапия реально существует и применяется.Запрещенные откры...
  • Александр Савин
    В хронологии маршрутов на Дхаулагири допущены ошибка. Маршрут по Юго-Западному ребру Западной стены был пройден казах...Дхаулагири. Все м...
  • Оллллла Шико
    Есть множество способов содержать волосы в чистоте без шампуня. Некоторые (самые простые) из них применяются до сих п...Волосы длиною в ж...

Крупнейшие катастрофы самолетов с участием птиц

Птицы — постоянный фактор риска для самолетов, а самолеты – для птиц.

За последние 70 лет предпринимаются самые разные меры для повышения безопасности лайнеров. Их укрепляют, добавляют чехлы и защиту, увеличивают количество резервных систем. А самих птиц пытаются держать держат как можно дальше от аэродромов самыми разными способами.

Сегодня вспомним самые крупнейшие катастрофы самолетов с участием птиц, а также на какие удивительные меры идут орнитологи, чтобы пернатые не залетели в двигатель.

00

Рейс 35 Аэрофлота (Ил-12)

Катастрофа случилась 30 апреля 1953 года на рейсе «Аэрофлота». Ил-12 пролетал над Волгой, выполняя рейс Москва — Новосибирск с промежуточной посадкой в Казани, когда у него отказали оба двигателя. Пришлось совершать аварийную посадку на воду.

Рейс 35 Аэрофлота (Ил-12)

Все происходило в 21:37, видимость была очень плохой. Из-за грозовых облаков экипаж с разрешения диспетчера снизился до 300 метров. В этот момент случился сильный удар, а затем оба двигателя самолета прекратили работу. Позже причиной падения назовут уток. Одна из них врезалась в кабину пилотов, другая попала в левый двигатель. Птицы повредили работу систем Ил-12, из-за чего в обоих двигателях выключилось зажигание.

Самолет смог успешно приводниться, но салон быстро заполнялся водой. 18 пассажиров неверно восприняли слова пилотов о том, что посадка осуществлена на мелководье. Люди собирали вещи и надевали верхнюю одежду, хотя глубина реки в месте посадки составляла почти 20 метров. В итоге один из пассажиров в намокшей верхней одежде утонул, не дождавшись помощи. Других жертв происшествия не было.

375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)

Крупнейшая катастрофа с участием птиц. 4 октября 1960 года в Бостоне турбовинтовой авиалайнер Lockheed L-188A Electra вылетел в Филадельфию, но упал в Бостонскую бухту менее чем через 30 секунд после взлета.

375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)

В дальнейшем рассказывали, что лайнер штатно разогнался по взлетной полосе, оторвался от земли и успел убрать шасси. Но после этого два левых двигателя вдруг задымились и загорелись. Самолет дернуло влево, он начал крениться на левый бок. В итоге лайнер практически штопором вошел в воду Бостонской бухты.

375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)

В той катастрофе погибли 62 человека: 59 пассажиров и все 3 члена лётного экипажа. А на покрытии ВПП нашли трупы 75 скворцов. Авария серьезно повлияла на имидж «Электры», выпуск которой прекратили уже в начале 1961 года.

Хвостовая часть Lockheed L-188A Electra после падения:

375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)

297 United Air Lines (Vickers 745D Viscount)

Самолет Vickers 745D Viscount 23 ноября 1962 года следовал из Ньюарка в Вашингтон, но в какой-то момент полета вдруг перевернулся и упал на землю. Погибло 17 человек.

297 United Air Lines (Vickers 745D Viscount)

Лайнер рухнул из-за американского лебедя (может достигать до 8 кг веса), который врезался в левый горизонтальный стабилизатор и разрушил его изнутри, пробив обшивку. Интересно, что диспетчер предупреждал пилотов о большом количестве птиц на маршруте.

Так выглядит американский лебедь:

американский лебедь

Из-за этой катастрофы в дальнейшем были изменены правила создания самолетов, и их конструкции начали проектировать с учетом дополнительной защиты от птиц.

Рейс 2953 «Аэрофлота» (Ил-14)

10 декабря 1969 года рейс Тбилиси — Махачкала — Астрахань, вылетал из Дагестана. Но почти сразу после взлета самолет столкнулся с перелетными птицами, потерял управление и рухнул в Каспийское море. Погибли все 17 человек, находившихся на борту.

Ил-14 компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся:

Ил-14 компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся

Это происшествие уникально тем, что в нем птицы, разрушив кабину пилотов, вывели из строя членов экипажа. И именно это считают главной причиной катастрофы, хотя позже перья и кости птиц находили и в двигателе Ил-14.

Рейс 5139 «Аэрофлота» (Ил-18)

Во время набора скорости на ВПП в Ташкенте самолет крайним правым двигателем врезался в стаю птиц, но никто на борту этого не увидел. Заметили только то, что двигатель вышел из строя. Командир корабля принял решение прекратить полет, но боялся выкатиться за пределы ВПП.

Ил-18:

Ил-18

В дальнейшем из-за ошибочных решений командира самолета и механика Ил-18 на скорости 130-160 км/ч сошел с ВПП и выкатился на грунт, после чего пересек две автомобильных дороги и катился к обрыву канала Карасу.

Командир попытался перелететь через канал, но на скорости 50-100 км/ч самолет ударился о склон на противоположном берегу хвостовой частью и разломился на две части. В результате 22 человека получили травмы, еще один скончался в результате полученных повреждений.

Ил-18 после аварии в Ташкенте:

Ил-18 после аварии в Ташкенте

1549 US Airways (Airbus A320-214)

Одна из самых известных историй, в том числе из-за своего счастливого финала. Рейс AWE 1549, вылетая 15 января 2009 года из Нью-Йорка, столкнулся с казарками, которые вывели из строя оба двигателя.

Airbus A320-214 авиакомпании US Airways, идентичный приводнившемуся:

1549 US Airways (Airbus A320-214)

Пилоты смогли развернуть самолет практически на 180 градусов, пролететь над Гудзоном и сесть на воду, вообще не разрушив ни самолет, ни постройки. Единственные виды повреждений, которые получили пассажиры: незначительные ушибы и переохлаждение.

Последствия происшествия:

1549 US Airways (Airbus A320-214)

Интересно, что при последующем расследовании происшествия пилотов самолета пытались обвинить в том, что они подвергли пассажиров риску, выбрав посадку на воду, а не на близлежащую ВПП. Но тесты на симуляторе доказали, что иного варианта безопасной посадки не существовало.

Эвакуация пассажиров после приводнения самолета в Гудзоне:

Эвакуация пассажиров после приводнения самолета в Гудзоне

Ryanair 4102 (Boeing 737-8AS)

Рейс из Франкфурта в Рим уже практически закончился, самолет заходил на посадку, когда вмешались птицы. Лайнер влетел в стаю из 90 скворцов, что привело к повреждениям двигателя и шасси. После нескольких неудачных попыток самолет все-таки удалось посадить.

Ryanair 4102 (Boeing 737-8AS)

Аэропорт в Риме пришлось закрыть на 36 часов, поскольку поврежденный лайнер просто нельзя было убрать с взлетно-посадочной полосы. Никто из экипажа и пассажиров не пострадал, но самолет не подлежал восстановлению и был списан.

Окончательный отчет об аварии был выпущен меньше года назад, 20 декабря 2018, хотя сам инцидент случился в ноябре 2008.

A321 «Уральских авиалиний» в кукурузном поле

Утром 15 августа пилоты Airbus A321 «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов и Георгий Мурзин после вылета из Жуковского посадили самолет на кукурузное поле. Все пассажиры и члены экипажа выжили. Эту посадку сравнивают со случаем 2009 года, когда американскому пилоту Чесли Салленбергеру удалось посадить лайнер на реку Гудзон в Нью-Йорке (смотри выше). На самом деле российским пилотам пришлось сложнее: самолет летел гораздо ниже, а времени на раздумья было гораздо меньше.

A321 «Уральских авиалиний» в кукурузном поле

Современные лайнеры могут лететь и с отказавшими двигателями. Отказ всех двигателей случается крайне редко. Если это случилось на большой высоте (обычно из-за недостатка топлива), то прогноз благоприятный. Сложнее решить задачу для планера, если двигатели отключились (обычно из-за столкновения с птицами или механических проблем), когда самолет летит низко, как в случае с самолетом «Уральских авиалиний».

A321 «Уральских авиалиний» в кукурузном поле

Самолет рейса AWE 1549 в 2009 году столкнулся с птицами на высоте 930 метров. Судя же по сервису Flightradar24, самолет Airbus A321 «Уральских авиалиний» набрал максимальную высоту в 128 метров, так что времени на принятие решений у них было намного меньше.

Спасти пассажиров позволило мастерство пилотов и следование процедурам Airbus. Повезло экипажу только в том, что им удалось найти отличную площадку для экстренной посадки.

A321 «Уральских авиалиний» в кукурузном поле

Как защищают аэропорты от птиц

Диско-шары в Челябинске. В Челябинске днем можно заметить большой шар, покрытый маленькими кусочками зеркал, их блики раздражают пернатых. На ночных охотников (например, сов) тоже есть управа: их разгоняют специальными лазерными пистолетами. Помимо этого, используют ультразвук, который не слышит человеческое ухо. Записанные крики хищных птиц, которые отпугивают остальных, также идут в дело.

17

В новосибирском аэропорту Толмачево группа по орнитологическому обеспечению использует ракетницы и раздражающие птиц звуки.

В новосибирском аэропорту Толмачево

В Омске применяют электронный промышленный отпугиватель птиц. Выглядит и действует он примерно вот так:

В небольшом ярославском аэропорту Туношна смешались в кучу современные технологии и древние традиции. С одной стороны, он оборудован системой отпугивания птиц, которая издает звуки, предупреждающие их об опасности. С другой — вдоль всей взлетно-посадочной полосы установлены самые обыкновенные пугала:

В небольшом ярославском аэропорту Туношна

В Перми аэропорт, среди всего прочего, применяют макеты хищных птиц, которые парят в воздухе и должны отпугивать птиц поменьше. Примерно такие:

Орнитологическая служба аэропорта Домодедово. Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может не только погибнуть, но и нарушить работу важных агрегатов воздушного лайнера. Для предотвращения такого, Домодедово первым в России еще в начале 1980-х годов создал орнитологическую службу аэропорта, в задачи которой входит контроль за птицами на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх