В античные времена по всей Элладе можно было найти множество могил Диониса и даже Зевса. И все они были «официальными». В конце концов, если божество умерло в одном месте, почему бы ему не умереть и в другом. Что ему, жалко что ли? Точно так же в католических реликвариях существует больше дюжины «официальных» крайних плотей христовых, что до поры никого не смущало.
Это архаичная, идущая еще из анимизма логика. Зная о ней, легко принять веру японских христиан в то, что Иисус похоронен на их земле. И вообще, по их версии его не распяли: он просто решил стать обычным японским фермером и завел обычную японскую семью.
Когда португальские иезуиты начали обращать подданных сегуна в христианство, их ждал приятный сюрприз: японцы переходили в новую веру быстро и без особого сопротивления. Сказывалась присущая их менталитету религиозная пластичность. Она же подкидывала иезуитам массу проблем: многие из обращенных не понимали, почему они теперь должны молиться только иностранному Богу — Будда ведь не стал от этого хуже, да и Аматэрасу никуда не делась.
Еще «непонятливые» японцы быстро начали заниматься мифотворчеством, придумывая собственные истории об Иисусе, отчего иезуиты хватались за головы. Вершиной этого восхитительного и наивного творческого акта стала легенда о том, что сын божий, на самом деле, выращивал чеснок на севере Японии, оставил здесь потомков, дожил до сотни лет и оставил после себя могилу в деревне Сингу. Могила стала местом паломничества и существует до сих пор.
Согласно серии легенд, развившихся в среде японских христиан эпохи Эдо, в 21 год Иисус прибыл в Японию для того, чтобы научиться духовности у здешних дзен-мастеров.
Это случилось во время так называемых «потерянных лет Иисуса» — неучтенных 12 лет жизни Христа, которые никак не освещены в Новом Завете. За эти годы он прошел путь от ученика до мастера, обрел Просветление у горы Фудзи и вернулся на родину, в Иудею. Далее в этом мифе все идет согласно Библии, но и тут есть грандиозный твист: на самом деле, римляне по ошибке распяли не Христа, а его младшего брата по имени Исукири.
Разочаровавшись в Западе — еще бы, его там едва не убили! — Иисус вернулся в благостную Страну восходящего солнца, где жил, занимаясь простым и честным трудом — выращивая рис и чеснок. А чтобы мстительные римляне не добрались до него, Христос поменял имя на Дайтеку Таро Дзирай и осел на севере Японии, в деревеньке Сингу. Он женился на дочери здешнего фермера, которую звали Миюко, завел от нее трех дочерей и дожил до почтенных 106 лет. Местные жители посмеивались над его внешностью и называли «длинноносым гоблином», но он, конечно же, не обижался.
Обратите внимание, сколько в этой легенде псевдо-достоверных и даже нарочито-забавных деталей! Пожилой Иисус, от которого пахнет чесноком, которого обзывают соседские мальчишки, и ему все никак не повезет с сыновьями — такой человек уж точно понимает чаяния простого народа.
Источники этой истории также чудны́, как и она сама. Во-первых, это, конечно, местные легенды. Судя по всему, в местности Синго однажды родился ребенок с голубыми глазами, и, вместе со случившимся примерно в это же время пришествием христианства, этого хватило для рождения мифа. Национальную же известность он получил благодаря знаменитой мистификации, так называемому «Манускрипту Такенучи» — якобы найденному в 1930-х годах своду древних мистических документов, в которых описывается «подлинная» история древних времен.
Во время Второй мировой манускрипт якобы был утерян, но восстановлен силами «патриотов». Как вы уже догадались, этих деятельных «патриотов» трудно назвать вызывающими доверие личностями. Один из них — Вадо Косака, космоархеолог, уфолог и поклонник теорий заговора, который в 70-х не раз выступал на японском телевидении примерно на тех же правах, что более привычные нам родноверы и «пробужденцы». Но заострять внимание на медиа-безумцах не хочется, лучше вернемся к Иисусу.
Миф о Дайтеку Дзирае имел все шансы на то, чтобы выродиться в опасную для иезуитов ересь, но превратился в наивную пасторальную легенду.
Могила Иисуса находится на территории, принадлежащей семье Савагути из деревни Сингу. И местные жители-синтоисты, явно не отягощенные скептицизмом, в старину считали представителей этого рода потомками Иисуса. Особенно этому способствовало то, что у некоторых из них действительно были голубые глаза и необычная для этих мест внешность. В каком-то смысле в этом и заключается мудрость язычества: «О, вы потомки бога? Здорово, мы, кстати, тоже, но другого!». Да и иметь на своей земле могилу божества в качестве достопримечательности — весьма полезно. Деревне Сингу это ежегодно приносит неплохие туристические доходы.
Видимо, чтобы сделать эту странную историю еще безумнее, в 2004 году посол Израиля в Японии Эли Коэн приехал в деревню Синго и открыл на могиле Иисуса мемориальный камень. И ни у одной из сторон особого диссонанса не возникло. Правда, посольство Израиля все же уточнило, что это — лишь дружеский акт, и притязания Японии на обладание истинной могилой Христа они не поддерживают.
Тем, кто хочет почитать о японском Иисусе подробнее, советуем статьи на Smithsonian, Independent и Vintage News. К слову, есть еще более невероятная история — о Черном Иисусе — организаторе каннибальского культа в Новой Гвинее. Безумнее всего в ней то, что это правда
Свежие комментарии