Экстремально

87 675 подписчиков

Свежие комментарии

  • Antanas
    Талантливый фотограф.👍😀Из Гарлема с тихо...
  • Владимир Аверков
    какие-то слегка голубоватые дядьки....заморачиваются фигнёй...Правила клуба: об...
  • Надежда
    Мне кажется, что эта семейная пара больна. У мамы на лице нет и намека на интеллект, а папа, однозначно, пациент псих...Загадки человечес...

Международный сигнал бедствия

Всем поклонникам творчества Владимира Семеновича Высоцкого прекрасно известно, что "SOS" сообщение об опасности, означающее "Спасите наши души". Однако логика в такой расшифровке сомнительна - ведь спасением души должны заниматься святые отцы, а просьба скорее о физической помощи. Рассмотрим, как появился интернациональный сигнал бедствия "SOS" и что он означает.

304

"Радуга". Иван Константинович Айвазовский. 1873. Холст, масло.

Появление сигнала "SOS"

До изобретения радио морские суда тоже тонули и оказание помощи морякам попавшим в беду было обязательным, независимо под чьим национальным флагом идет судно. О проблемах на борту сообщалось пушечными выстрелами, фиксированной расстановкой парусов, ракетами красного цвета, поднятием сигнальных флагов. Недостатком всех этих способов было короткое, в несколько морских миль, расстояние, на котором можно заметить сигнал.

 
Международные сигналы бедствия. Источник изображения: Шлюпка. Устройство и управление (Иванов Л. Н.)
Международные сигналы бедствия. Источник изображения: Шлюпка. Устройство и управление (Иванов Л. Н.)

Появление радио сразу многократно увеличило эффективную дальность передачи данных на море. К моменту его изобретения уже существовала созданная Сэмюэлем Морзе азбука, состоявшая из точек и тире, с успехом применявшаяся телеграфистами всего мира.

Эта азбука использовалась и на море, правда, в качестве световой - телеграфный кабель с собой не потащишь, а фонари имелись на каждом корабле.

 
Международные сигналы бедствия. Источник изображения: Шлюпка. Устройство и управление (Иванов Л. Н.)
Международные сигналы бедствия. Источник изображения: Шлюпка. Устройство и управление (Иванов Л. Н.)

Когда на морских судах начали устанавливаться радиостанции, то общепринятого сигнала бедствия просто не было - каждая фирма-производитель имела свой сигнал бедствия, что было чрезвычайно неудобно.

Проблему унификации удалось решить на 2-й Берлинской международной конференции по радиотелеграфии проходившей в 1906 году. От имени своей компании один из изобретателей радио Гульельмо Маркони предложил использовать принятый в их фирме сигнал CQD. Однако было известно, что этот сигнал многие принимали как CQ обозначавшим просто вызов всех станций. Конференция отвергла идею Маркони. Не приняли и другое предложение итальянца - использовать буквосочетание NC, как аналог флажкового сигнала бедствия на водных просторах.

Следом выступали сотрудники "Сляби Арко", компании бывшей частью концерна "Телефункен". На их радиостанциях применялся сигнал SOE, который и предложили международной конференции. Однако, согласно азбуке Морзе, литера Е передается 1 точкой. Вероятность не принять эту букву, особенно в условиях слабого прохождения сигнала, была высокой. Предложение "Сляби Арко" не забаллотировали полностью, просто Е изменили на вторую S. Кто конкретно первым высказал сделать интернациональным сигналом бедствия комбинацию SOS сейчас доподлинно неизвестно, авторство приписывается всей конференции в целом и никому лично.

 
Сэмюэл Морзе. Источник изображения: wikipedia.org
Сэмюэл Морзе. Источник изображения: wikipedia.org

Строго говоря, сигнал SOS на письме обязан быть с чертой сверху (так обозначают сигнал, который следует передавать без межбуквенных интервалов). Он передается как 3 коротких сигнала, затем 3 длинных и снова 3 коротких (. . . — — — . . .).

Что означает сигнал SOS

 
Источник изображения: istockphoto.com
Источник изображения: istockphoto.com

Имеются разные варианты расшифровки сигнала SOS, как к примеру уже упоминавшееся выражение "Спасите наши души", это перевод с английского фразы Save Our Souls, или "Спасите наш корабль" - Save Our Ship. Российские мореплпаватели объясняли СОС как "Спасите от смерти". Но все это всего лишь мнемонические фразы облегчающее запоминание сигнала.

В реальности SOS вообще не обладает расшифровкой - это просто единый сигнал бедствия.

В 1999 году Международная морская организация приняла решение ввести как основной сигнал о необходимости помощи буквенную комбинацию GMDSS, однако привычный нам крик беды SOS по-прежнему допускается к использованию как на суше, так и на море.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх