Речь пойдет о виноделии и пьянстве в раннем средневековье. Так известно, что христианская церковь была главной движущей силой, стоявшей за распространением виноделия во многих регионах Европы.
По мере того как христианство распространялось по всей Европе, священнослужители благословляли насадку виноградников там, где это было возможно, чтобы обеспечить местный запас вина.
Вино того времени было недолговечным, но святым напитком, оно быстро прокисало и плохо выдерживало перевозку на большие расстояния. Вино не только употребляли в качестве напитка, но и мариновали фрукты, мясо, птицу. Винный уксус, также, был популярным продуктом.
Свидетельства, подтверждающие расцвет виноделия и оживленную виноторговлю, часто отсутствуют. Одна из главных причин тому – замена амфор деревянными бочками, произошедшая в I веке н.э. Бочки имели преимущества для поставщиков, но историки и археологи лишились важных материальных свидетельств из-за недолговечности разлагающегося дерева.
Однако, те свидетельства которые дошли до наших дней говорят, что пока различные варварские племена боролись за господство в Европе, виноградарство сохранялось, а в некоторых регионах даже бурно развивалось.
Благодаря обширным епископально-монастырским виноградникам церковь играла жизненно важную роль в сохранении и распространении культуры виноделия в смутные времена после заката античности.
Церковь имела особый интерес в процветании своих виноградников. Клирикам требовался постоянный, хотя и скромный, запас вина для совершения таинства Святого причастия, и наилучшей гарантией от любых неожиданностей было самостоятельное производство вина.
В некоторых религиозных орденах предписывалось ежедневное употребление вина.
В монастырях бенедиктинцев каждому монаху выделяли ежедневный рацион вина, если он не давал обета воздержания. Святой Бенедикт утверждал, что "вино не является напитком для монахов, но, поскольку в наши дни их трудно убедить в этом, давайте хотя бы согласимся пить умеренно и не до пресыщения".
На практике это означало: "...мы верим, что одной пинты вина в день будет достаточно для каждого человека, но те, кого Господь наделил даром воздержания, должны знать, что они заслуживают особой награды".
В признание лечебных свойств вина больному монаху разрешалось пить больше с ведома настоятеля. Это контрастирует с римским обычаем сокращать рацион вина у больных рабов, поскольку они хуже работали.
Бенедиктинские правила также предписывали, что в тех случаях, когда обстоятельства не позволяют выделять полный рацион вина или же вообще исключают его употребление, монахи не должны жаловаться.
Известно, что плохое или испорченное вино использовалось в качестве уксуса, а виноград, не используемый для изготовления вина, употребляли в пищу или выжимали кислый сок для маринования ветчины и сыров. Виноградные косточки использовались для ароматизации или как источник масла для изготовления мыла, и наконец, листья и излишки древесины использовались, соответственно, для осеннего фуражного корма и для растопки.
Ну и не обошлось без бурных кутежей. Попойки были распространенным явлением, и исторические хроники свидетельствуют, что пьянство являлось одной из культурных черт той эпохи.
Если руководствоваться документальными свидетельствами, англосаксонское население Англии было особенно склонно к злоупотреблениям; здесь встречается больше упоминаний о пьянстве и попойках, чем во всей остальной Европе. Однако нет причин полагать, что жители континентальной Европы пили заметно меньше.
Чаши для питья со следами эля и вина, обнаруженные в могилах по всей Франции и Южной Германии, указывают на развитую культуру винопития. На некоторых чашах есть надписи вроде: "Меня мучит жажда", "Налей и выпей" и "Радуйтесь имеете со мной".
По мере того как христианская церковь распространяла свое влияние на народы Европы, она не только способствовала развитию виноделия, но и столкнулась с фактом, что многие верующие, как мужчины, так и женщины, пили слишком много и слишком часто.
Будучи одним из главных напитков в тексте Библии и неотъемлемым элементом церковных ритуалов, вино требовало положительного отношения, и вопросы о пьянстве и злоупотреблениях было трудно разрешить.
Хотя многие видные деятели церкви клеймили пьянство, существовало негласное убеждение в том, что алкогольное опьянение было физическим и эмоциональным состоянием, тесно связанным с духовным просветлением.
Проблема пьянства неоднократно обсуждалась не только отдельными духовными лидерами, но и на церковных соборах. Она рассматривалась в общественном, нравственном и духовном аспектах.
Хроники того времени ярко иллюстрируют подобные жалобы на многочисленных примерах. Эберульф, казначей короля Хильдеберта II (570-595), "бросил священника на скамью и избил его кулаками только потому, что тот отказался дать Эберульфу вина по причине его пьянства".
Свежие комментарии