На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 555 подписчиков

Свежие комментарии

  • Antanas
    Преступники умнее расследоватилей.Четыре серийных м...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Сказка про белого бычка.Что б это подтвердить надо повторить эксперимент.Через меня то же проходит луч от черных дыр ...Пострадал ради на...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Если ему так не нравится эти 10 пунктов что он забыл там 10 лет и "наши девушки" такие же еврейки как и он, велком в ...10 фактов, которы...

Детство в СССР: маленькие звезды

3043090

Многие люди идут к славе и известности десятилетиями. Эти девочки стали популярными буквально в одночасье и в совсем юном возрасте. Не все они справились со своим звездным статусом, но жизнь их в любом случае оказалась очень интересной и необычной для СССР.

1. Наташа Гусева

Алиса.jpg
Сложно поверить, но у мужчин и женщин, которые с восторгом следили за жизнью циничного и желчного доктора Хауса, первым кумиром была Алиса Селезнева – доверчивая, открытая и добрая девочка, прибывшая в 1984 год из будущего, чтобы защитить предков от космических пиратов и вернуть важный прибор. Конечно, между двумя этим образами развал СССР, девяностые, экономический коллапс и две чеченские войны, но все равно это обескураживает.

Впервые персонаж появился в середине шестидесятых, но бум начался в 1985, когда по телевизору показали пятисерийный фильм «Гостья из будущего». Алису в нем сыграла Наташа Гусева. Для подростка второй половины восьмидесятых маленькая девочка из рассказов и повестей Кира Булычева стала объектом для поклонения. Отголоски которого доносятся и сейчас: существует несколько фанатских сообществ с фанфиками и своей мифологией.

В программу фильм ставили во время каникул, и в это время дети пропадали с улиц, а после показа во дворах все с серьезным видом обсуждали возможности миелофона и шутили про несчастного Вертера.

Легкой влюбленностью в Наташу Гусеву, которая играла главную роль, переболели все мальчики. Реальная девочка, которая мечтала стать биологом, не выдержала такой безумной популярности и надолго завязала с кинематографом.

2. Таня Савичева

Таня Савичева справа 1941 год.jpg
Девочка, которая стала символом Ленинградской блокады. Дневник Тани Савичевой хранится в музее истории Ленинграда, а копия стала основным экспонатом в павильоне на Пискаревском мемориальном кладбище. Старшая сестра, Нина, случайно нашла его в шкатулке, когда вернулась из эвакуации.

Рукой девочки в маленьком блокноте заполнены всего девять страниц. Очень короткие записи. На шести из них – даты смерти ее родных: сестры, бабушки, брата, двух братьев и матери. Савичева пережила за зиму смерть почти всех своих близких, отправилась в эвакуацию тяжелобольной и умерла от туберкулеза в 1944 году, в одиночестве. Ей было всего четырнадцать.

Она так и не узнала, что ее брат и сестра чудом остались живы. Михаил воевал в партизанском отряде, а Нина вместе с заводом, на котором работала, срочно отправилась в эвакуацию. По дороге тяжело заболела, так и не доехав до точки назначения. Ее высадили с поезда, и Нина провела почти всю войну в деревне в Тверской области.

Таня Савичева дневники.jpg
Во времена СССР из трагической судьбы Тани Савичевой сделали икону, превратили в символ страданий блокадников и некоторые неудобные факты старались не замечать. Например, всем известна фотография маленькой девочки с бантом, на ней Тане всего шесть лет. На самом деле, вести свой дневник она начала в одиннадцать лет, впервые ее изображение в этом возрасте показали только в 2010 году.

Также старательно обходили тот факт, что семья ее относилась к так называемым «лишенцам». Ее отец владел пекарней, булочной и кинотеатром, то есть был нэпманом, и был лишен некоторых гражданских прав в тридцатые.

3. Надя Рушева

Надя Рушева.jpg
В эпоху Никаса Сафронова и Васи Ложкина рисунки Нади Рушевой могут показаться наивными. Но в шестидесятых ее имя гремело по всему Союзу, известна она была не меньше, чем первые двое сегодня. Девочка иллюстрировала книги популярных писателей, проводила выставки, получала, как сейчас бы сказали, «отличную прессу». Не обошлось и без всеобщей моды на детей-вундеркиндов, но ее работы и без этого восхищали взрослых.

Нашли Рушеву журналисты «Пионерской правды». Наде было одиннадцать, когда в газете появились иллюстрации: несколько моделей карнавальных костюмов для школьников и девять рисунков к небольшой повести. Уже в следующем году она работала с Борисом Полевым и Львом Кассилем, а прямо в помещениях журнала «Юность» прошла первая выставка.

Затем было множество экспозиций, двенадцать тысяч рисунков, иллюстрации к книгам и эскизы к балету. О Наде были написаны сотни статей и снято несколько фильмов, в ее честь назван перевал в Кавказских горах и малая планета. Настоящая слава – правда, в школе мало кто знал про эти успехи. Рушева продолжала учиться как обычная девочка.

Иллюстрация Рушевой.jpg
Ей прочили блестящее будущее – вырасти из «всего лишь» иллюстратора в… Но стать чем-то большим она не успела. Врожденная аневризма сосуда, кровоизлияние в мозг и смерть. Ей было всего семнадцать лет.

4. Саманта Смит

Саманта Смит.jpg
История ее появления чем-то напоминает популярную у советских детей сказку про Изумрудный город. Саманта Смит просто свалилась с неба. Девочка из США написала письмо генсеку КПСС. В нем она спрашивала, зачем СССР хочет завоевать весь мир и в особенности ее самую демократическую страну. В ответ Андропов пригласил ее посетить Союз самой, узнать, хотят ли русские войны, и познакомиться со сверстниками. И Саманта приехала.

Принимали ее на правительственном уровне, а освещение в прессе было просто беспрецедентным. По крайней мере, со стороны СССР. Про Саманту Смит писали в самых топовых советских газетах, сняли фильм, даже в программе «Время» посвятили две минуты. Далеко не каждая кинозвезда, которая приезжала в страну, удостаивалась такой чести.

Сама поездка больше напоминала туристическую, но на высшем уровне. Два гида, хорошая гостиница, встреча с Терешковой, Москва, Питер, несколько дней в «Артеке». Словом, из путешествия девочка вернулась довольной – и даже написала книгу воспоминаний.


Несмотря на всю пропагандистскую составляющую этой поездки, советские дети заокеанскую гостью воспринимали хорошо. Гораздо лучше, чем «наш ответ Америке», Катю Лычеву, которая съездила в США с обратным визитом.

Судьба Саманты Смит оказалась печальной. Девочка только начала монетизировать славу, снимаясь в телешоу, как попала в авиакатастрофу и погибла.

5. Оля Корбут

Ольга Корбут.jpg
Впервые о ней узнали в 1970 году. Пятнадцатилетняя девочка с хулиганскими косичками выиграла первенство СССР в опорном прыжке и тут же влюбила в себя зрителей. Миниатюрная, при росте 1,52 метра она весила всего тридцать девять килограммов, Ольга выполняла весьма рискованные силовые элементы - и делала это с какой-то запредельной дерзостью для этого весьма регламентированного вида спорта. Особенно на фоне академически правильной Людмилы Турищевой, которой всегда проигрывала личное первенство.

В СССР не было желтой прессы и не гонялись за сенсациями, но, как ни странно, на Корбут ходили специально. Потом была Олимпиада в Мюнхене, «петля Корбут» на брусьях и драматическое падение с этого своего коронного снаряда, слезы в прямом эфире и безумное обожание публики.

В результате абсолютным чемпионом стала Турищева, а мировой звездой – Корбут. Интервью, поклонники, специально под нее было организовано турне в оплот мирового капитализма – США. На афишах только ее фамилия, гораздо более титулованные члены советской команды даже не указаны. Всего таких турне было шесть, ее именем называли гимнастические залы и во многом благодаря ей в Штатах активно заинтересовались спортивной гимнастикой.

6. Ника Турбина

Ника Турбина.jpg
Современные девочки пишут не стихи, а сразу песни, самые продвинутые – читают рэп. В советское время любой ребенок мог прислать свои произведения в «Пионерскую правду», другой детский журнал или в региональную газету. Ника Турбина пропустила этот почти обязательный этап.

Впервые ее стихи опубликовали в «Комсомольской правде», и произошло это, когда она еще училась в первом классе. Произведения были совсем не детскими, поражали серьезностью тем, взрослой интонацией, были полностью «сформировавшимися»: печальные, трагические, образные, с каким-то инопланетным мироощущением.

Первый сборник стихов Ника выпустила в девять лет. Тираж тридцать тысяч экземпляров: огромный для поэзии даже по советским меркам. Публикации во всех значимых литературных журналах, творческие вечера по всему Союзу, на них приходили тысячи зрителей, поклонники писали ей письма.

Слава и известность, которая быстро вышла за пределы СССР. В 1986 году Ника участвовала в Венецианском биеннале и получила «Золотого льва». После этого познакомилась с Бродским, побывала в США… А потом началась перестройка, девочка повзрослела – и ее почему-то забыли.

Турбина продолжала писать стихи и искала себя. Но если маленькая девочка со взрослыми стихами привлекала внимание, то молодая женщина с ними же терялась в армии поэтесс. В 1989 году снялась в фильме «Это было у моря» и решила стать актрисой. В шестнадцать уехала в Швейцарию, вышла замуж, вскоре вернулась, поступила во ВГИК, начала пить, бросила… В 2002 погибла, выпав из окна.

7. Яна Поплавская

Яна Поплавская.jpg
Детьми-актерами никого не удивить, но как-то получалось, что самыми популярными и известными в СССР были мальчики. Девочки, за редким исключением, не сильно привлекали внимание зрителей и настоящими звездами не становились. Одним из редких исключений была Яна Поплавская.

Она выросла в творческой семье, на первые пробы ее привела мама. В четыре года Яна впервые вышла вместе с ней на сцену, потом появилась в нескольких эпизодах фильмов, в «Ералаше»… Но сниматься не любила и считала себя «слишком страшной» для кино. А потом она стала Красной Шапочкой.

Леонид Нечаев в 1975 году снял другой культовый детский фильм - «Приключения Буратино». Следующим ему заказали снять киноленту про Красную Шапочку, и ее должна была играть Татьяна Проценко – Мальвина из первого.

Но в последний момент та получила травму, надо было срочно искать замену – тогда-то и появилась кандидатура Поплавской. Впечатляющий актерский состав (Евстигнеев, Басов, Ролан Быков, Рина Зеленая, Галина Волчек), великолепные песни и обаятельная Красная Шапочка сделали кино очень популярным.

Карьеру Поплавской определил именно этот фильм. В одиннадцать лет она получила Ленинскую премию, мешки писем от поклонников и множество предложений от режиссеров. Яна стала профессиональной актрисой, работала в «Современнике», ушла на телевидение и преподает в МГУ.

8. Надя Павлова

Надя Павлова.jpg
Любовь советских властей к балету была какой-то иррациональной. В него вкладывали просто огромные средства. В каждом крупном и не очень городе – театр, при нем обязательно хореографическое училище и тысячи девочек и мальчиков, которые проходили через эту систему. Надю Павлову нашли как раз благодаря ей.

Она была восьмым ребенком в обычной семье, жила в Чебоксарах, ходила в обычный танцевальный кружок в Доме пионеров. Там ее заметили, и в 10 лет она переехала в Пермь, где поступила в училище. Талант оценили, и практически сразу Надя стала участвовать в сборных концертах Пермского театра оперы и балета, ездить с ним на гастроли.

Всесоюзная слава к Павловой пришла в пятнадцать лет, когда она получила Гран-при Международного конкурса артистов балета в Москве. Надю стали приглашать на гастроли в Европу, она попала в труппу Большого театра, журналисты становились в очередь, чтобы взять у балерины интервью. Даже замуж, как и положено «Золушке», вышла за «принца» - Вячеслава Гордеева, звезду балета и своего партнера.

В целом карьера у нее развивалась хорошо. В 28 лет получила звание Народного артиста СССР, активно работала в Большом. Правда, подвинуть с пьедестала королеву Майю Плисецкую не смогла.

С первым мужем развелась, заполучила депрессию, нервный срыв и второго мужа-психоаналитика. Сейчас преподает в РАТИ и работает балетмейстером.

9. Полина Осетинская

Полина Осетинская.jpg
В семьях музыкантов дети частенько страдают от желания родителей побыстрее приобщить их к искусству. Ранний выход на публику тут не редкость, но обычно речь идет все же о подростковом возрасте. Пианистка Полина Осетинская уже в шесть провела первый сольник, через три года, в 1984 году, исполнила сложнейший Пятый концерт Бетховена.

Этому она во многом была обязана своему отцу Олегу Осетинскому. Сам он музыкантом не был, но разработал собственную систему обучения. Девочка рано вставала, бегала по десять километров в день, соблюдала строгую диету, тренировала память (в день учила по десять стихотворений) и, конечно же, усиленно занималась музыкой.

К десяти годам ее знали не только в СССР, но и во всем мире. Количество концертов было поразительным даже для взрослого пианиста – иногда по четыре в день, больше сотни в месяц.

Было подготовлено пятнадцать сольных программ – не все профессионалы могут похвастаться этим. В США Полине предложили провести сорок концертов, заплатив за каждый пятьдесят тысяч долларов, – огромные деньги для Союза времен перестройки. Впрочем, тогда же специалисты начали критиковать исполнительницу: то, что прощали девятилетней девочке, подростку уже не спускали.

Тогда Осетинская сделала неожиданный шаг. В тринадцать лет она сбежала от отца, отказалась от американского контракта и начала учиться музыке снова. Прошла весь путь музыканта, включая школу, консерваторию, участие в конкурсах. Ей приходилось жить в общежитии на стипендию, упорно искать работу, а еще про нее все забыли. Однако постепенно пианистке удалось вернуться на сцену, получить признание и всемирную известность.

10. Нателла Челебадзе

Нателла Челебадзе.jpg
Сегодня вся слава и известность достается актрисам, певицам и просто скандалисткам, в СССР государство предпринимало огромные усилия для прославления, другого слова и не подобрать, людей труда. Стахановцы, ударники производства, герои социалистического труда, наконец. Очень показательна история Нателлы Челебадзе.

Она родилась в небольшом селе в Аджарии, в колхозе, который занимался в основном выращиванием чая. Известной она стала в пятнадцать лет, в 1948 году, когда смогла собрать 6,75 тонны чайного листа.

Сделать это удалось благодаря хитрому усовершенствованию: вместо неудобной корзины, которая занимала одну руку, она стала носить специальную сумку с несколькими карманами, чтобы сразу сортировать лист. За это изобретение в шестнадцать лет ее наградили звездой Героя Соцтруда и орденом Ленина. Про публикации в прессе и говорить не стоит.

Окончив школу, Нателла долгое время работала в различных колхозах Аджарии, в 1980 году стала директором на чайной фабрике. В девяностых после развала СССР не захотела заниматься приватизацией и ушла на пенсию. Сейчас живет за счет сдачи комнат отдыхающим.

Вспоминал Макс Усачев

Картина дня

наверх