После того как суррогатная мать родила дочь Филиппу Киркорову и факт предали широкой огласке, споры о «животах напрокат» разгорелись с новой силой.
Кто-то считает суррогатное материнство грехом, для кого-то это единственная возможность стать родителем генетически родного малыша. А что думает об этом сама мать? Мы нашли такую: Лариса* ждет уже четвертого ребенка. И скоро отдаст его в чужую семью, как и первых троих, рожденных «на заказ».
МУЖ-МИЛИЦИОНЕР БЫЛ В ШОКЕ
У 34-летней Ларисы самая обыкновенная внешность - на улицах таких тысячи. На суррогатное материнство харьковчанку толкнуло безденежье. Дело было шесть лет назад. В швейном цехе, где работала Лариса, наступил мертвый сезон, а зарплаты мужа - рядового милиционера - катастрофически не хватало для молодой семьи, растившей 4-летнего сына. И женщина решила искать подработку.
- Первое же, что я прочитала в газете объявлений: «Работа для женщин. Выносить ребенка для бесплодной семьи», - рассказывает Лариса. - Там был адрес сайта Центра суррогатного материнства. Ничего не сказав мужу, заполнила анкету и прошла обследование. А через месяц мне позвонили и сказали, что супруги из Москвы выбрали меня из базы данных. В харьковский центр они обратились, потому что здесь эта услуга стоит дешевле, чем в Москве, к тому же на Украине более либеральное законодательство в части суррогатного материнства.
У 40-летних россиян уже росли трое собственных детей. Но муж-мусульманин хотел еще, а жене медики запретили беременеть после трех кесаревых. И Лариса решилась.
- Но когда дошло до подписания контракта, потребовалось письменное согласие мужа, - продолжает женщина. - Сказать, что он был шокирован, - не сказать ничего. Даже слушать не хотел. Но в конце концов согласился с моими аргументами: таких денег - а в общей сложности выходило около 10 тысяч долларов (см. «Цену вопроса». - Ред.) - мы бы никогда не заработали за столь короткое время. К тому же все девять месяцев я могла быть дома с семьей.
- А как отреагировали ваши родители? И что, кстати, вы говорили сыну?
- Месяце на шестом, пока живот был не так заметен, мы отправили трехлетнего сына к моим родителям в село на все лето. Так что обошлось без объяснений. Уже после родов одна любопытная соседка, которая видела меня беременной, поинтересовалась: «С кем вас поздравлять?» Я грозно ответила, что поздравлять не с чем. Больше вопросов не было.
|
ГОНОРАРА ХВАТИЛО БЫ НА МАШИНУ
Вынашивая малыша для москвичей, Лариса постоянно была с ними на связи весь срок беременности. Общались по телефону, скайпу, электронной почте.
- Я строго соблюдала все пункты контракта: сдавала вовремя анализы, хорошо питалась, - делится харьковчанка. - А еще сразу для себя решила: этот ребенок для меня чужой, я для него всего лишь инкубатор. У генетических родителей взяли биоматериал, и я своими глазами видела, как эмбрион рос в пробирке, а когда достиг нужных размеров, мне его просто подсадили для вынашивания. Так что никаких материнских чувств я к малышу не испытывала.
Точно в срок Лариса родила девочку и получила гонорар. Этих денег хватило бы на покупку отечественного автомобиля. Но семья решила копить на расширение жилплощади - хотели обменять свою однокомнатную квартиру на двушку.
ДВОЙНЯ ДЛЯ АВСТРИЙЦЕВ
А через три года подоспел новый заказ. Лариса согласилась без раздумий - очень уж все гладко прошло в первый раз. Да и пара из Австрии очень ее растрогала. Россиянке Тане, вышедшей замуж за австрийца, к 40 годам так и не посчастливилось познать радости материнства.
- Они уже пытались сотрудничать с двумя суррогатными мамами, но эмбрионы не приживались, - вздыхает Лариса. - Поэтому со мной решили перестраховаться - подсадили сразу три эмбриона. И все прижились! Но когда Таня захотела оставить, чтобы я вынашивала тройню, у меня сердце ушло в пятки - это значило, что всю беременность придется провести в постели.
К счастью, доктора смогли убедить австрийцев, что вынашивать тройню - большой риск. И те согласились оставить двоих. Вопрос доплаты за взятые двойные обязательства решился еще на этапе обсуждения беременности, а потом Ларисе выплатили компенсацию за мини-аборт по удалению третьего эмбриона.
- Последний месяц я пролежала, почти не вставая, очень тяжело было ходить, - вспоминает женщина. - Зато Татьяна стала мне почти родной - часто звонила, привозила импортные дорогие кремы от растяжек, подарки для моего сына.
На этот раз Ларисе пришлось и с мамой объясниться, когда та заметила округлившийся животик.
- Я не стала юлить и сказала правду, - говорит женщина. - Маму едва удар не хватил. Она все причитала: мол, зачем гробишь свое здоровье? Я как могла объяснила ей, что мне на здоровье грех жаловаться, а для бесплодной семьи сделаю доброе дело.
|
ДЕНЬГИ - НЕ ГЛАВНОЕ
Через девять месяцев Лариса с помощью кесарева произвела на свет двоих мальчиков.
- При выписке из роддома Таня с мужем меня даже позвали сфотографироваться - настолько мы сдружились. Хотя обычно сурмамам даже не показывают детей. Помню, когда они уезжали, была такая суматоха: мальчики плакали, Татьяна нервничала - бегала то к одному сыну, то ко второму... Я тогда еще подумала: хорошо, что это не мои дети.
А через 10 дней случилась большая беда в семье Ларисы - погиб в автокатастрофе ее муж. Пришлось выйти на работу в тот же швейный цех, в котором работала прежде.
- Все эти два года нас с сыном морально поддерживал друг мужа, а сейчас он зовет меня замуж, - улыбается симпатичная женщина. - Пока не решаюсь, но… там будет видно.
Сейчас Ларисе и впрямь не до замужества. Она носит под сердцем очередного ребенка - для российских эмигрантов из Германии.
- Это последняя программа, дальше уже возраст не позволит: суррогатной матерью можно быть до 35 лет. Надеюсь, накопленных денег хватит и на новое жилье, и на достойное образование сыну. Многие осуждают таких, как я: мол, ради денег способны своего ребенка отдать. Деньги, конечно, имеют значение, но для меня куда важнее, что я помогаю отчаявшимся парам стать родителями, - то ли искренне, то ли оправдываясь, говорит Лариса. - И для многих так... Я, например, знаю очень обеспеченную женщину, которая уже двоих родила для чужих людей.
КОМПЕТЕНТНО
- В России в отличие от Украины состоящие в браке генетические родители могут быть зарегистрированы в качестве родителей только с согласия суррогатной матери, родившей ребенка, - говорит директор Харьковского центра суррогатного материнства Виктория Чупринова. - Закон не оговаривает ситуацию после развода или в случае смерти родителей до рождения ребенка. Договор подписан, ребенок зачат, но будет ли он иметь право на алименты или наследство? На Украине суррогатная мать может оставить себе малыша, только если вдруг от него отказываются родители. Если кроха не нужен и ей, его судьбу будет решать суд.
Кроме того, услугами суррогатных матерей в России могут воспользоваться только официально зарегистрированные супружеские пары; одинокие же мужчины лишены доступа к вспомогательным репродуктивным технологиям.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Абсолютная рекордсменка в этом деле - 47-летняя американка Мередит Олафсон. Недавно она родила 11-го ребенка «на заказ». При этом растит четверых своих.
Для оплодотворения зачастую используется донорская яйцеклетка, но малыши рождаются похожими именно на биологических пап, а не «мам»-доноров. Почему - загадка природы.
ЦЕНА ВОПРОСА
Сурмама получает ежемесячно от $300 и еще $1000 на одежду для беременной. После родов - гонорар от $9000. То есть в общей сложности женщина может рассчитывать минимум на $13 тысяч.
В России сурмамам платят от 600 тысяч рублей без учета ежемесячного содержания во время беременности.
МНЕНИЕ ЦЕРКВИ
«Женщина не станок»
- Женщина дает жизнь ребенку, это не станок, штампующий детали, - отрезал секретарь Харьковской епархии отец Михаил Кит. - Закон Божий гласит: женщина, которая выносила ребенка, является его матерью, а та, которая выносила и отдала кому-то, совершает грех.
К искусственному оплодотворению церковь более благосклонна. Важно только, чтобы пара была повенчана и перед процедурой ЭКО получила благословение священника.
* Имя изменено по просьбе героини. Естественно, называть свою фамилию и фотографироваться женщина отказалась.
Свежие комментарии