Кхаджурахо — так называется небольшая туристическая деревня вокруг храмов в Индии. Здесь сохранилось около 20 храмов, крупнейший из которых Кандарья-Махадева, внешние и внутренние стены которого обрамлены 646 скульптурами. Все строения были возведены в 9-12 вв. н.э.
Во всем мире «Кхаджурахо» ассоциируется прежде всего с эротической скульптурой.
До сих пор не известно, почему древние зодчие уделяли теме секса такое повышенное внимание. По одной из версий, в то время эта тема являлась обыденной, свободной от всякого рода табу. По другой, элементы в оформлении храмов иллюстрировали эротическую практику как альтернативный путь к достижению освобождения. По третьей, фривольные изображения служили своего рода учебником «а ля Камасутра» для будущих поколений...Репортаж для взрослых из Индийского города Кхаджурахо, славящегося своей эротической скульптурой.
Внешний вид храма Кандарья-Махадева:
Истинной причины повышенному вниманию зодчих к этой теме мы не знаем. Как бы то ни было, на фасадах храмов, построенных из песчаника и гранита, до нас дошли искусно вырезанные барельефы с изображением различных сцен из половой и около-половой жизни.
Древние женские прелести в лучах заходящего солнца. Две дамы, стоящие по бокам парочки, стеснительно прикрывают ладонью лица (не только лица):
Время не пощадило творения древних мастеров и большинство фрагментов безвозвратно утрачено. Вряд ли у этой скульптуры изначально было такое выражение лица… А может ее испугали в самый ответственный момент?
Все строения датируются IX-XI веками. Изначально город Кхаджурахо был столицей династии Чандела, но после XIII века упоминания о нем не встречаются. Город исчез из людской памяти до середины XIX века, пока один британский инженер не наткнулся в непролазных джунглях на эти веселые картинки. Представляю себе его изумление: кто так строит?!
Город восстановили, очистили от очисток лиан и прочей растительной дряни, а в 1986 году внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Единственные его посетители сегодня — радостные туристы и такие вот озабоченные бурундуки. К слову, мы его даже не сразу заметили, так органично он обнимал скульптуру жадными лапками:
Барельефы — это целый эротический пантеон богов, слуг, домашних животных и каких-то невнятных гадов, чьи очертания съело время. Что характерно, все друг дружку самозабвенно любят:
Крупнее…
Еще крупнее!.. Подобраться ближе мне не позволила целомудренная оптика:
Влюблення парочка и проходивший мимо сантехник с вантузом на плече. Интересно, что это за маленькое создание кусает его чуть повыше колена?
Жестокие древние зодчие! Как же, наверное, тяжело ходить с таким размером прелестей... Тема бус раскрыта:
Надо же, я наивно полагал, что помощники в этом деле не нужны:
А здесь вандалы поживились ногами, не посмев тронуть то, что было задействовано в процессе:
Парочка только уединилась, как кому-то рядом снова стыдно…
Единственная пара, не предающаяся общему разврату, сразу привлекает внимание, при этом их поза кажется неестественной:
Интересно, чем занят этот мужчина? Я имею в виду его левую руку…
Храм Лакшмана с нижней точки. Каждый сантиметр идет в дело. Удивительная смесь разврата и целомудрия:
Ходить тут можно долго, рассматривая скульптуры неспешно, словно «Сад земных наслаждений» Босха:
Радует, что все при деле:
Приятно осознавать, что древние были затейниками!
Тут, что называется, смешались в кучу люди, кони, слоны, всадники без голов, мужики с фонарными столбами и даже маленькие поросята, если зрение меня не подводит. Кто-то пристроился сзади к коню...
… а некоторые к слону. Скульптур явно кому-то польстил:
«Мне очень стыдно, но я следующая». Третья слева фигурка то ли олицетворяет собой целомудрие, то ли просто делает вид, что ничего не происходит:
Древний групповой барельеф. Тут тоже очередь. Сзади еще парочка слонов… Жуть какая!
Чтобы немного скрасить впечатление от искусства, вот несколько общих планов с южной части комплекса. Ранее утро, плотный, густой туман:
Если не рассматривать храмы вблизи, у них вполне себе невинный вид:
Главное — не брать крупные планы:
Иначе снова намек на жесть!
Это был репортаж из Индии — родины Камасутры.
Фотографии Дмитрия Шатрова
Свежие комментарии