Тогда погибли более 18 миллионов человек. Но как это часто бывает, тяжелый кризис открыл дорогу новым идеям и технологиям.
1. ЗАСТЕЖКА-МОЛНИЯ
Первый прототип «молнии» презентовали в 1851 году, но популярным он не стал. Через 40 лет патент получил инженер Уиткомб Лео Джадсон. Его «молния» застегивалась специальным ключом, механизм быстро ломался, а затраты на производство были слишком большими.
Американец шведского происхождения Гидеон Сундбэк уменьшил размер зубцов, увеличил их количество, а также добавил слайдер вместо ключа. Такую застежку во время Первой мировой войны применила в одежде и обуви армия США. Еще лучше она показала себя на флоте, ведь почти не пропускала воду.
В конце войны патент на «молнию» приобрел дом моды Hermès. Однако еще много лет спустя ею пользовались только мужчины, потому что такая застежка на женской одежде считалась признаком сексуальной доступности.
2. НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ
Первой известной владелицей часов с браслетом в 16 веке стала английская королева Елизавета I. Мужчины тогда говорили, что лучше наденут юбку. Прошло три столетия перед тем, как кайзер Вильгельм решился вручить наручные часы офицерам немецкого флота.
Первые армейские модели завода Mappin and Webb британцы испытали в войне с бурами, но бестселлером они стали во время Первой мировой.
В 1916 году была опубликована «Наука войны: пособие для каждого офицера на фронте». Автор, капитан Базиль Чарльз Лейк, в перечне необходимого снаряжения на первую позицию поставил наручные часы со светящимся циферблатом и прочным стеклом.
В 1917-м военное министерство Великобритании впервые заказало такие и для низших чинов. Теперь боец не тратил время на доставание часов из кармана, а несколько секунд могли спасти ему жизнь. Ведущими производителями траншейных часов были компании H. Williamson, H. White, и W. Ehrhardt.
«ИЗВЕСТНО, ЧТО КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ СОЛДАТ ИМЕЕТ НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ, А ТРОЕ ДРУГИХ КУПЯТ ТАКИЕ ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ», — УТВЕРЖДАЛА РЕКЛАМА H. WILLIAMSON.
3. РАСТВОРИМЫЙ КОФЕ
Титул изобретателя растворимого кофе новозеландец Дэвид Стренг делит с американцем японского происхождения Сатори Като. Ни одному из них не удалось сделать продукт массовым.
Новый этап в истории растворимого кофе начал в 1906 году Джордж Констант Луис Вашингтон, который изобрел более практичную технологию производства и в 1910-м основал в США бренд Red E Coffee.
По-настоящему разбогатеть Вашингтону помогла Первая мировая, которая принесла заказ от армий Канады и США. В 1917 году он поставлял американским солдатам в 6 раз больше растворимого кофе, чем продавал гражданским по всей территории Соединенных Штатов.
Тогда в Военном министерстве США появился кофейный департамент. Его руководитель утверждал, что напиток помогает выздоравливать солдатам, которые были отравлены ипритом
.
4. ЧАЙНЫЕ ПАКЕТИКИ
С 1904 года американский предприниматель Томас Салливан отправлял клиентам пробники различных видов чая в шелковых мешочках. Внутри они содержали щепотку листьев для заваривания одной порции.
В годы Первой мировой немецкая компания Teekanne позаимствовала идею и смогла наладить массовое производство пакетиков для поставки на фронт. Солдаты называли их «чайными бомбами». Вместе с растворимым кофе они были очень удобны в приготовлении, а потому пакетированный чай стал самым популярным напитком в траншеях.
5. ВЕГЕТАРИАНСКИЕ СОСИСКИ
Вегетарианские сосиски были изобретены не из любви к животным. В 1915-м немцы убили пять миллионов своих свиней, чтобы сделать консервы и сохранить картофель для людей. Это событие они называют «швайнеморд», то есть свиная масакра. В 1916 году картошка не уродила, поэтому зимой 1917-го главным продуктом потребления в Рейхе стала брюква.
750 тысяч человек умерли от недоедания.
В то время мэр Кельна Конрад Аденауэр
изобрел сосиску из смеси сои, пшеничной муки, кукурузы, ячменя и риса. Аденауэр не смог оформить патент в Германии, зато в июне 1918 года, во время войны, получил его во враждебной Великобритании. Невероятно.
6. ПРОКЛАДКИ
Критические дни перестали быть катастрофическими для женщин 100 лет назад. Революцию в обеспечении комфорта во время менструации осуществили французские сестры милосердия. Они воспользовались целлюлозными бинтами, которыми перевязывали раненых. Идея быстро распространилась.
В 1920-х в магазины поступили первые гигиенические прокладки Kotex из хлопка и ткани. Стоили они довольно дорого. В 1927 году компания Johnson & Johnson представила прокладки Modess. Далее производство расширялось, на рынок выходили новые производители. Это сделало товар доступным.
7. ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ
Идея переводить стрелки часов в зависимости от времени года пришла еще Бенджамину Франклину в 18 веке. Американский политик считал нецелесообразным использование свечей вечером, когда можно лечь спать, и тратить естественный свет утром. На рубеже 19 и 20 веков эту практику пропагандировали в Британской империи.
В 1916-м Германия ввела летнее время. Так, уголь, стратегически важный для отопления и выплавки стали, меньше расходовался на освещение жилых помещений. По окончании Первой мировой Германия отказалась от перевода стрелок, но опять вернула систему в 1940 году, когда уже шла Вторая мировая.
8. НЕРЖАВЕЮЩАЯ СТАЛЬ
Рецепт стали, не поддающейся коррозии, изобрели в подготовке к мировой войне. Всюду чувствовали ее неизбежность, и оружейники враждебных стран прикладывали максимум усилий к совершенствованию орудий убийства.
В 1912 году нержавеющую хромоникелевую сталь запатентовали в Германии инженеры компании Krupp. В том же году нержавеющий сплав железа стали производить в США. В то же время британский металлург Гарри Брерли случайно изобрел подобный сплав, решая проблему деформации артиллерийских стволов под воздействием высоких температур.
Во время войны нержавеющую сталь применили в двигателях боевых самолетов. Мировую славу ей принесло изготовления выдвижного навеса для люксового отеля Savoy в Лондоне 1929 года.
Свежие комментарии