Если тебе кажется, что идея людей, которые не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам, появилась недавно,ты ошибаешься. Так называемый третий пол, гендер, не укладывающийся в двоичную систему понимания пола, — не новое явление. Оно существовало в разных культурах на протяжении тысяч лет.
Индонезия: пять гендеров
Сулавеси — это крупный остров, относящийся к Индонезии, он хорошо известен благодаря своим роскошным пляжам и райским курортам.
Одна из самых крупных этнических групп Южного Сулавеси бугисы признают существование четырех гендеров и еще одного,пятого — «метагендера».Первые два гендера — это просто мужчины и женщины,а еще два носят названия «калалаи» и «калабаи». Калалаи анатомически являются женщинами, но ведут себя и живут как мужчины. При этом они не хотят быть мужчинами, они как бы находятся на границе двух полов. К примеру, калалаи может работать механиком, все время носить мужскую одежду и жить так, как живут мужчины. Обычно живут с другими женщинами и усыновляют детей.
Калабаи, напротив, физически являются мужчинами, но ведут женский образ жизни. При этом они тоже не хотят быть женщинами и не готовы соблюдать все ограничения,предписываемые женскому полу. Калабаев часто привлекают к организации свадеб,живут же они тоже обычно с мужчинами.
Еще один пол — биссу. Это люди, которые не женщины и не мужчины, их роль в обществе похожа на роль шаманов или священников. Они проводят ритуалы, и считается, что биссу тесно связаны с миром духов. В мифах и легендах бугисов биссу играют центральную роль в процессах создания мира.
На Сулавеси убеждены, что все пять гендеров должны сосуществовать в мире и гармонии.
Южная Азия: хиджры
Хиджры относятся к касте неприкасаемых в Индии, Бангладеше и Пакистане, в которую входят представители «третьего пола». Это люди, анатомически являющиеся мужчинами,но которые одеваются и ведут себя как женщины.
По обычаю стать хиджрой можно только после ритуала кастрации, который обычно проводит старший член общины. Подобные процедуры законодательно запрещены в Индии,но их нередко проводят подпольно, что опасно для жизни и здоровья.
Роль в обществе у хиджр двоякая. С одной стороны, к ним обращаются за благословением,они безнаказанно приходят на свадьбы без приглашения, и горе тому, кто осмелится выгнать хиджру — считается, что они могут наложить проклятие, сделав женщину бесплодной, а у мужчины отняв мужскую силу. С другой стороны, многие хиджры зарабатывают на жизнь попрошайничеством и проституцией. Им непросто устроиться на работу. Хиджры часто сталкиваются с изнасилованиями и грубым обращением.
Мексика: муше
В культуре сапотеков Оахаки (южная Мексика) муше — это мужчина, который носит женскую одежду. Они могут выполнять как женскую работу (шить, вышивать и торговать на рынке), так и мужскую, например, делать украшения. В наше время среди них есть даже политические деятели.
Обычно муше постоянно носят женскую одежду, но есть и такие, кто одевает её только по праздникам. Для местных мужчин нормально жить как с женщинами, так и с муше. Сами муше могут вступать в брак с женщинами и иметь детей, другие же предпочитают мужчин. Благодаря муше в Оахаки приезжают множество туристов, чтобы полюбоваться на такую диковинку.
Каждый год в Оахаке проходит фестиваль Vela de Las Intrepidas — «бдение бесстрашных», когда тысячи муше выходят на парад и проводят свои церемонии. В параде участвуют даже католические священники, показывая, что даже церковь принимает муше.
Таиланд: катои
Катои — это мужчины, которые сознательно решили стать женщинами. Иногда их по-английски называют «ladyboys». Некоторые катои ограничиваются переодеваниями и женскими повадками, другие же проходят полный курс гормональной терапии, удаляют адамово яблоко и увеличивают грудь.
Строго говоря, явление катоев — не столько случай «третьего пола». Оно возникло в Таиланде во времена войны США и Вьетнама, когда в 1962 году между США и Таиландом был подписан договор о предоставлении территории Таиланда под военную базу США. Это привело к бурному развитию региона Паттайя — с увеличением количества американских солдат возрос и спрос на услуги проституток. А так как для мужчин в этих краях стабильно оплачиваемых рабочих мест было немного, они приторговывали собой.
Отцы обычно очень разочарованы, если их сын становится катоем, и катои сталкиваются с огромным количеством стереотипов и ограничений, как социальных, так и экономических. Катои до сих пор не могут законно поменять пол с мужского на женский, даже если они прошли операцию.
Индейцы Северной Америки: бердаши
Таких людей еще называли люди с двумя душами — это были люди третьего пола в культуре различных племён индейцев Северной Америки. То есть родившиеся женщинами принимали гендерную идентичность мужчин — и наоборот.
Исследователь темы, доктор медицины Мондимор Френсис Марк отмечает, что в отдельных племенах американских индейцев бердаши полностью усваивали стиль одежды, манеры и роль в обществе противоположного пола. В таких обществах мужчины-бердаши выполняли «женские» домашние обязанности: готовили еду, штопали и чистили оружие. Работала и обратная парадигма: женщины-бердаши охотились наравне с мужчинами. В других племенах одевались и вели себя бердаши в соответствии со своим биологическим полом, а их роль другого пола ограничивалась чисто социальными аспектами.
У племен, где были бердаши, не считалось, что мужчина, состоящий в интимных отношениях с бердашем, имеет половые отношения с другим мужчиной. Бердаши не вступали в половые отношения с другими бердашами, существовало табу на подобные связи, которые рассматривались как форма инцеста.
Как видно, третий пол обычно подразумевает несогласие со своим биологическим полом — люди считают себя либо представителями другого гендера, либо вообще отрицают свое существование в рамках бинарной гендерной системы. Сегодня нормы гендера все больше размываются. В ряде стран третий пол признан официально. Например, в Австралии,Австрии, Великобритании, в Новой Зеландии и многих других.
Свежие комментарии