Когда испанские конкистадоры впервые ступили на берега Северной Америки, их много что удивляло в Новом свете, многое казалось им загадочным. Убогие одежды из соломы и звериных шкур – и невозможной точности календарь. Дикари, не знающие металла, – и ровные дороги, гигантские пирамиды, дамбы, мосты.
Больше всего европейцев поражали невиданные каменные города.
Построенные по единому плану (вещь, в Европе неслыханная), украшенные тонкой резьбой и росписью – и... почти всегда покинутые.Местные ацтеки про эти города ничего не знали. «Это священный город, его построили люди-боги, которые потом ушли на небо», – говорили они. Один из этих городов так и называется. Теотиуакан, что значит, Место, где люди стали богами.
Нам, людям XXI века, такие масштабы не в диковинку. А каково было конкистадорам, а до того ацтекам, ступить на его главную улицу – ровную трёхкилометровую полосу. На самом деле, главная магистраль города – не улица, а система площадей. Одна из них настолько огромна, что может запросто вместить сто тысяч человек! Но совершенно непонятно, откуда бралось такое множество народа и что они там делали.
Зелёным цветом отмечен Теотиуакан, жёлтым, для сравнения, – Афинский акрополь
Там, где много людей, обязательно будут потерянные пуговицы, монетки, завязки, огрызки и прочий мусор, который археологи называют уважительно артефактами. Поэтому находка базарной площади – настоящий праздник для археолога. Здесь же, сколько ни искали, не нашли ни единой вещицы...
Еще одна странность – раньше в центре каждой из площади находился храм. Но они все до одного разрушены... Что ж, когда наука история буксует, ей часто помогают другие науки. В нашем случае – геология.
Изучая срезы осадочных пород, геологи обнаружили в них два особенно толстых слоя вулканического пепла. К югу от Теотиуакана находятся два вулкана. Около двух с половиной тысяч лет произошло сильное и долгое извержение одного из них. Судя по толщине слоя пепла, оно продолжалось не один год. Пепел разносило на десятки километров, он покрывал поля, глушил посевы. От ядовитых газов болели животные и люди. Это было настоящее бедствие. И вот, спасаясь от него, жители долины массово переселились на север, на то место, где стоит сейчас Теотиуакан.
Два вулканических слоя (внизу и в центре фото). Срез грунта в окрестностях вулкана Попокатепетль
От извержения вулкана изменился климат: на ранее засушливой равнине пошли дожди. Похоже, нашлись жрецы, которые провозгласили и бедствие, и дожди, действиями своего бога. И потерявшие, а потом чудесно обретшие надежду люди были согласны молиться этим богам, возводить им пирамиды, собираться на праздники и приносить жертвы – делать всё, чтобы такого больше не повторилось. Так прошло примерно четыреста лет. Дожди продолжались, места и еды хватало всем. Храмы росли, на пирамидах наращивали второй, третий слой, делая их уже совсем огромными. Вдоль основной дороги появились жилые кварталы для избранных: жрецов и помощников. В городе жило почти двести тысяч человек. Потом пришло время второго вулканического слоя.
Предположительно изображение жреца
Второй слой пепла относится к шестому веку нашей эры. В это время Земля по неясной пока причине пережила скачок вулканической активности. Кроме Мезоамерики, оживились вулканы Индонезии и Исландии. Температура понизилась на всей планете; британские, византийские и китайские хронисты отмечали неурожаи и болезни. Для плоскогорья Теотиуакана это похолодание стало смертельным.
Что случилось с городом, нам неизвестно. Обвинили ли голодающие жители жрецов в обмане? Разразилась ли болезнь? Может, откуда-то пришли завоеватели? Ясно одно: храмы разрушили, раскатав по камешку, город опустел. Он остался нам как свидетельство человеческого упорства и труда, а еще – хрупкости тогдашних цивилизаций перед лицом стихий.
Свежие комментарии