Из десяти международных пограничных переходов между Грузией и соседними странами мне довелось пересекать девять. Лишь через единственный российско-грузинский переход в Верхнем Ларсе не проходил никогда в жизни. Каждый раз что-нибудь мне мешало: то сходил сель и граница перекрывалась, то лет восемь назад отменился авиарейс из Владикавказа в Москву и я счел за лучшее улететь из Тбилиси, то вот российский паспорт забыл дома и не рискнул соваться в Россию с украинским документом. Зато наконец-то добрался до самого пограничного перехода и увидел его воочию. Нет, не так я представлял главный и единственный торговый путь между Грузией (плюс Арменией) и Россией. Абсолютно вдрабаданразбитая грунтовая дорога на протяжении примерно последних пяти километров, а перед этим узкая трасса в полторы полосы шириной, где не разъезжаются две фуры. Добавим шаткие, держащиеся на честном слове опоры и мосты еще советской эпохи и получаем своего рода экстрим, больше напоминающий страны Африки.
Собственно, нормальная трасса заканчивается сразу после поселка Казбеги (Степанцминда) в 15 км от границы, а затем короткие отрезки асфальта сменяющиеся грунтовкой, причем последней больше.
В июне 2016 здесь, в Дарьяльском ущелье, сошел очередной и далеко не первый сель, из-за чего дорогу накрыло многометровым слоем грязи и камней. Около трех недель граница была закрыта, пока спецтехника расчищала трассу и фактически заново строила всю дорожную инфраструктуру, уничтоженную стихией. Совсем недавно здесь бушевал бурный поток, снося на своем пути линии электропередач, постройки, мосты. И даже полгода спустя путь из Грузии в Россию выглядит так, словно его накрыло атомной бомбой.
Интересно, этот экскаватор занят разгребанием завала, или он сам жертва?
Подумалось, что каждый раз, когда перекрывают эту единственную дорогу (а случается это практически ежегодно и часто не единожды), то в первую очередь страдает Армения. Ведь для них Россия — главный торговый партнер и другого пути попросту не существует, поскольку границы с Азербайджаном и Турцией закрыты с 1993 года. Тысячи большегрузных фур застревают на границе на долгие недели, портятся продукты, задерживаются поставки. Неужели нет никакой возможности построить такую дорогу, которую не смоет очередным потоком? Ведь это в интересах всех трех государств: России, Грузии и Армении. Но нет, вместо того, чтобы учиться на прежних ошибках и всерьез инвестировать в дорожную инфраструктуру, например, построив тоннель или хотя бы подняв трассу над руслом Терека, они опять ремонтируют старую дорогу. И ее опять снесет через полгода.
Метров за пятьсот до пограничного перехода асфальт уже положили заново. На фото виден грузинский таможенный терминал, а российский расположен примерно в двух километрах севернее, в глубине ущелья.
Русло Терека и сама могучая река. Похоже на шутку, да, насчет «могучей» реки? Местные говорят, что когда начинается таяние снегов в горах, река бурным грязным потоком заполняет все русло целиком.
Свежие комментарии