Нас, конечно, интересует мифология и демонология, но писать о банальных Бафометах и Астаротах — это избито, и вы уже и так все знаете. Поэтому нам захотелось написать о дальневосточных демонах, причем,исключительно о самых неординарных и угарных.
Японские демоны и оборотни
Думаю, вас не удивит, что самые странные, дурацкие и уникальные демоны и истории о встречах со сверхъестественным придумали именно японцы. Их байки — самые жуткие и иррациональные.
Ноппэрапон
Дух, который в целом выглядит как человек, но вместо лица у него гладкое место, лиловое и пустое. С Ноппэрапоном связана забавная «страшная история», поскольку он любит пугать людей, но делает это по-настоящему извращенно. Суть метода Ноппэрапона в том, что человек, увидевший его, страшно пугается и убегает, зовя на помощь. Бросившись на грудь к первому встречному, жертва пересказывает свою историю, после чего этот прохожий говорит: «А какое у этого существа было лицо? Вот такое, да?» — и его лицо тут же превращается в морду Ноппэрапона, а жертва снова с убегает с криками.
Оборотни тануки
В японской мифологии довольно популярны и оборотни. Многие из них похожи на европейских, иные выглядят своеобразно и забавно. К примеру, оборотни-лисы кицунэ и оборотни-коты бакэнеко действительно уникальны: они метают фаерболы, превращаются в людей и соблазняют их и так далее.
Но настоящая находка — это тануки, оборотни-еноты. Тануки выглядит как обычная енотовидная собака, живущая на японских островах, за исключением того, что она разумна, дружелюбна и обладает мистической способностью растягивать свои яйца до немыслимых размеров. Например, когда тануки нужна какая-то замена пледу, парусу для лодки или даже дому. Кроме этого оборотни еноты покровительствуют самогоноварению и вообще ведут себя по отношению к людям как очень приятные парни.
Кстати, в свое время тануки удостоились анимационного фильма, где они боролись с бездушной городской застройкой и использовали свои магические способности, в том числе и связанные с мошонками. В детстве мне этот мультфильм казался забавным.
Рокурокуби и Нукэкуби
У этих демонов есть кое-что общее: у обоих явные проблемы с людьми и собственными головами. Рокурокуби — это дух, который обладает способностью невероятно растягивать шею, тем самым пугая жертв, а Нукэкуби вообще имеет способность отрывать свою голову и отпускать ее летать и кормиться человечиной. Оба существа во всем остальном похожи на людей и могут десятилетиями выдавать себя за обычных граждан.
С Нукэкуби связана забавная история: однажды такого демона победил буддистский монах, но голова монстра вцепилась в одежду, и монах решил ходить с ней так, просто ради смеха, за что поплатился: его осудили за неподобающий вид и чуть было не оштрафовали. Так что в тот день наш герой избежал неприятностей аж два раза подряд.
Умибодзу
Умибодзу — это призраки утонувших монахов, которые после смерти превращаются в огромных лавкрафтовских монстров: они выглядят как молящиеся фигуры с лысой головой и щупальцами.
Китайские истории о призраках
Японские представления о сверхъестественном фантасмогоричны и пугают своей шизовой фантазией, но лично мне по душе истории, которые создали китайцы. Рассказы о призраках, оборотнях и демонах из Поднебесной поражают своеобразной правдоподобностью и внутренней логичностью. Если японские байки о потустороннем — это хорроры, то китайские можно назвать триллерами с саспенсом и неожиданной развязкой.
Призраки самоубийц
Очень популярны рассказы о призраках самоубийц. Считается, что им необходимо найти себе замену, и поэтому они бродят по свету, подталкивая людей к суициду. Те, в свою очередь, после смерти вынуждены заниматься тем же. Уловки, к которым прибегают такие духи, очень разнообразны и изощренны. Например, в одной истории жена просит своего мужа, который лично спас соседа от самоубийства, показать как все произошло. Муж, недолго думая, закрепляет на потолке веревку и говорит что-то вроде: «ну, когда я пришел в гости, он висел вот так…». Но тут ножка стула подламывается, петля затягивается на шее у рассказчика, а глупая жена остается глупой вдовой.
Или вот забавная история. Призрак самоубийцы приходит в дом поэта в то время, когда у него сидит гость, такой же поэт. Они долго упражнялись в стихосложении, и поэтому хозяину пришлось идти в кабак за новыми бутылками вина. В это время гость сталкивается с таким духом, и тот недолго думая разевает пасть и начинает дуть настоящим замогильным холодом. Наш герой-поэт тут же соображает, что его дыхание после всего выпитого само чего-то да стоит и начинает дышать на призрака в ответ, да так, что винный пар прожигает демона насквозь. Так в очередной раз простые радости жизни победили смерть.
Духи-соблазнители
Тема половых связей с оборотнями — едва ли не главная для китайского фольклора. И по какой-то неведомой причине все они словно соревнуются в неправдоподобии. Как, например, в истории об одном китайском чиновнике, который узнает, что его жена изменяет ему с неким юрким юношей. Начав расследование, чиновник выясняет, что это а) ненасытный в постели мотылек-призрак, б) тот же самый тип, что ворует целебные мази у его начальника. Есть истории и повульгарнее: в одной из них двое красавцев соблазняют некую горячую одинокую женщину, а на деле оказывается что это — два черенка от метлы, в которые вселились духи. В каком-то смысле рассказчик даже сочувствует героине: не так уж плохо, что одинокая женщина нашла способ отвлечься от грустных дум, плохо, что об этом узнали соседи.
Вообще, рассказы о призраках у китайцев часто сопровождаются здравыми рассуждениями и даже попыткой научного изыскания. К примеру, в этой стране издревле известна такая проблема, как «призрачная беременность»: вдруг ни с того ни с сего женщина или даже непорочная дева проявляет признаки беременности, утверждая, что причин тому не было. Часто такая беременность пропадает, а иногда закономерно заканчивается родами. Автор одного трактата о духах вполне резонно замечает, что существование призраков еще не доказано, а вот то, что нужно получше следить за своими дочерьми и женами — это факт. Однако тут же продолжает, что едва ли не сам стал свидетелем того, как «призрачная беременность» закончилась родами тысяч головастиков вперемешку с рыбьими глазами.
Диковинные истории
Как видно, многие рассказы не лишены иронии, и в них уделяется неожиданно много внимания жизнелюбию и гедонизму. Хотя есть и просто странные истории. К примеру, о демоне в виде карпа, единственной сверхъестественной способностью которого было умение менять на человеке руки и ноги местами, чем он и занимался, уродуя таким образом множество рыбаков.
Другая любимая тема китайских средневековых баек — это истории о маленьких людях, сделанных из камня, которые толпами бродят то тут, то там, игнорируя людей и занимаясь какими-то своими хозяйственными делами. Как видите, в Китае тоже есть свои истории о дварфах, и там они еще более деловиты и трудолюбивы, чем в европейской мифологии.
И напоследок самое, на мой взгляд, забавное — не совсем про демонов, но все же. В буддизме есть божество Тара или Белая Тара, воплощение мудрости и чистоты. В свое время буддистское духовенство объявило, что живым воплощением богини является Екатерина II, о чем ей не преминули сообщить лично. Однако еще больший конфуз вышел в 2009-м, когда новым аватаром Белой Тары был назван тогдашний президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Вышло неловко, президент был смущен, но от обряда коронации пришлось отказаться.
Свежие комментарии