На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 554 подписчика

Свежие комментарии

  • Antanas
    Преступники умнее расследоватилей.Четыре серийных м...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Сказка про белого бычка.Что б это подтвердить надо повторить эксперимент.Через меня то же проходит луч от черных дыр ...Пострадал ради на...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Если ему так не нравится эти 10 пунктов что он забыл там 10 лет и "наши девушки" такие же еврейки как и он, велком в ...10 фактов, которы...

Советский вездеход, который переживет апокалипсис

Революционный вездеход с кодовым названием "изделие 404° C" был создан не случайно. Правительственный заказ на транспортное средство для передвижения в полярных условиях инициировал Институт Арктики.

В первой антарктической экспедиции в 1955 году использовались трактора ЧТЗ и тяжелые артиллерийские тягачи АТ-Т, которые впоследствии оснастили более мощными моторами и специальными гусеницами.


Вездеход "Харьковчанка"

Но в результате стало ясно, что имеющиеся транспортные средства не справляются с поставленными задачами, и за дело взялись завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева совместно с Харьковским авиазаводом. Авиазавод должен был спроектировать кузов, а машиностроители – ходовую платформу, на которую он будет поставлен.

Артиллерийский тягач АТ-Т

За основу был взят все тот же тягач АТ-Т, построенный на агрегатах танка Т-54. Гусеницы сделали длиннее на два катка и шире, чтобы уменьшить удельное давление на поверхность.

Кабина вагонного типа из дюралюминия получила восьмислойную теплоизоляцию. На пространстве площадью 28 квадратных метров и высотой более 2 метров разместились позиции водителя и штурмана, 8 спальных мест, санузел и камбуз, отопитель и радиостанция. Особенностью конструкции стало то, что доступ к двигателю осуществлялся из салона, чтобы ремонт и обслуживание можно было производить не выходя из теплого помещения.

Впоследствии это, казалось бы удачное решение, показало себя не с лучшей стороны – полностью изолировать кабину не удалось, экипаж постоянно был вынужден дышать выхлопными газами.

Вездеходы были созданы всего за три месяца, как и предполагалось по заказу. Название "Харьковчанка" они получили по местонахождению предприятий-разработчиков. Пять вездеходов отправились в Калининград, их погрузили на борт морского судна, которое отправилось к стартовой точке экспедиции.

Вездеход "Харьковчанка"

В движение "Харьковчанка" приводится 520-сильным дизельным мотором, который позволяет тащить собственные 35 тонн и прицеп массой до 70 тонн. Буксировка тяжелых объектов крайне необходима в арктическом походе, когда весь запас топлива приходится везти с собой.

10 февраля 1959 года стартовала экспедиция от станции "Мирный" к Южному полюсу. Маршрут протяженностью 2 700 километров был успешно преодолен за полтора месяца.

В 1974 году поступил новый заказ от полярников, и были сделаны еще пять вездеходов, прошедших серьезную модернизацию. Их назвали "Харьковчанка-2".

Вездеход "Харьковчанка-2"

Главные изменения получил жилой модуль – кабина стала отдельной, доступ к мотору из жилого отсека ликвидирован. Это позволило избавиться от выхлопных газов в "жилом помещении" и значительно улучшить теплоизоляцию – температура в жилом блоке при полном отсутствии отопления падала всего на один-два градуса в сутки. Вездеходы как первого, так и второго поколения до сих пор несут службу у полярников.

В 1980-е годы стартовал проект "Харьковчанка-3", подразумевавший новое совершенствование вездеходов, но с развалом Союза он был закрыт.

Источник

Картина дня

наверх