На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 516 подписчиков

Свежие комментарии

  • Роман Бумин
    Не знаю уж как про всё остальное, но ТЭНС-терапия реально существует и применяется.Запрещенные откры...
  • Александр Савин
    В хронологии маршрутов на Дхаулагири допущены ошибка. Маршрут по Юго-Западному ребру Западной стены был пройден казах...Дхаулагири. Все м...
  • Оллллла Шико
    Есть множество способов содержать волосы в чистоте без шампуня. Некоторые (самые простые) из них применяются до сих п...Волосы длиною в ж...

Средневековые галлюцинации и рентгеновский злодей: какими были первые хорроры

Первый фильм ужасов был снят в 1895 году и шел всего 18 секунд. Однако уже в 1910-м вышел хоррор «Франкенштейн», который даже сейчас ощущается, как минимум, в духе жанра. А там рукой подать и до «Носферату» 1922 года, который до сих пор остается одним из самых леденящих душу фильмов ужасов.

Самые первые хорроры, вышедшие до XX века, были наивны и немногочисленны — немалая их часть навсегда утеряна. Но посмотрите на эти артефакты, в них уже чувствуется общее направление жанра и даже основные спецэффекты. Да что там говорить, если уже здесь есть расчлененка и фансервис, а одними из пионеров были японцы — правда, их ранние работы также канули в лету.

«Казнь Марии, королевы шотландцев»/«Казнь Марии Стюарт»
1895

Эта картина, несмотря на то, что вся ее продолжительность — жалкие 18 секунд — крайне важна по многим причинам. Во-первых, это первый фильм, в котором снимаются настоящие актеры. Во-вторых, это первая лента, где использованы спецэффекты. В-третьих, это первый фильм ужасов в истории.

«Казнь Марии Стюарт» сделана по заказу того самого Томаса Эдисона, а режиссером стал пионер звукозаписи и изобретатель Альберт Кларк. Казненную королеву, согласно шекспировской традиции, сыграл мужчина. Фильм вышел 28 августа 1895 года и действительно напугал многих зрителей. Это мы испорчены спецэффектами — а тогда замену актера на манекен подметили лишь немногие.

«Замок Дьявола»
1896

Долгое время этот фильм считался первым хоррором в истории, а также безвозвратно утерянной картиной. Однако в 1988 году он нашелся в киноархиве Новой Зеландии. «Замок Дьявола» снял французский режиссер Жорж Мельес, известный по культовой ленте «Полет на Луну» (о ней можно почитать в нашем недавнем материале). По сюжету Мефистофель в образе летучей мыши появляется в некоем замке и, наколдовав магический котел, призывает из него всякую нечисть, с помощью которой запугивает две заблудшие души. Справиться с Мефистофелем удается с помощью импровизированного распятия.

Любопытно, что девушку, выходящую из котла, сыграла будущая жена Мельеса — Жанна д’Альси, а Мефистофеля — сам Мельес. Хотя другие источники говорят, что это был фокусник Жюль-Эжен Легри, принимавший участие в съемках «Полета на Луну».

«Ужасная ночь»
1897

Еще один мини-шедевр Мельеса. «Ужасная ночь» рассказывает о злоключениях несчастного, на которого посреди ночи напал гигантский паук. Здесь нет никаких спецэффектов, паук — просто марионетка, да и выглядит все скорее как комедия. Однако многих современников он пугал, дамы на сеансах изрядно повизгивали.

«Рентгеновские лучи»/«Рентгеновский злодей»
1897

Первый полноценный фильм ужасов вышел в 1896. А уже в 1897 появилась первая хоррор-комедия. Британский фильм «Рентгеновские лучи» снял английских режиссер, а по совместительству физик, астроном, иллюзионист и экстрасенс Джордж Альберт Смит. Кстати, актриса Лора Бейли, которая играет в этой картине, в свое время засветилась в одном из первых «порнофильмов» в истории — «Поцелуй в тоннеле». Правда, там нет ничего, кроме поцелуя, но общественность была шокирована, а кино посчитали развратным.

«Сон астронома»
1898

«Сон астронома» — еще одно творение Жоржа Мельеса. Современному зрителю этот фильм не только не покажется страшным, но и будет, в целом непонятен. Однако тут есть нюанс. Происходящее на экране — ночные галлюцинации средневекового ученого, которого преследуют черти, ужасная пожирающая предметы луна, лунные карлики и прочие напасти. Спасает его богиня Феба, дочь Урана.

Нюанс заключается в том, что это — киновоплощение шоу спецэффектов, которое Мельес организовывал на сценах парижских театров. Иными словами, перед нами сокращенная версия, созданная специально для фанатов. Надо полагать, в театральной версии было больше событий и зрителю все объяснялось не так урывисто. Кстати, астронома сыграл сам режиссер. Еще одна причина, по которой так примечателен «Сон астронома» — именно отсюда перекочевал образ лица-луны, который стал самой узнаваемой фишкой «Путешествия на Луну».

«Мистическая реторта»
1906

«Мистическая реторта» принадлежит более позднему времени и взята для сравнения. Она мало чем отличается по форме и содержанию от «Сна Астронома», да и снял ее, опять-таки, Жорж Мельес, который играет здесь главную роль. Но обратите внимание на то, насколько за считанные годы продвинулись спецэффекты. В этом простеньком фильме задействована пиротехника, сложная работа с кадрами (склейка, наложение и сращивание), а также относительно сложная машинерия.

 

Картина дня

наверх