Его путь к славе и признанию был не просто тернистым. Для того чтобы пройти его до конца, потребовались немыслимая воля и уверенность в своих силах. Правда, и первое, и второе у злого гения авиации Вильгельма Мессершмитта было в избытке. Хотя его упорство иногда перерастало в своенравие, а вера в себя – в манию величия.
Истинная страсть потомственного винодела
Предки Мессершмитта были виноделами, их семейные виноградники располагались в окрестностях Франкфурта-на-Майне. Его отец Фердинанд Баптист, мечтая стать инженером-механиком, пошел против воли родителей и окончил Цюрихский политехнический университет. Но после эмиграции в США своего старшего брата был вынужден продолжить дело семьи – торговлю вином в магазине «Мессершмитт» на Лангештрассе, 41, в Бамберге.
Поэтому когда в городе открылась Новая техническая гимназия, он, не задумываясь, определил в нее своего десятилетнего сына Вилли, проявлявшего к тому времени разносторонние интересы. Мальчик увлеченно занимался естествознанием и техникой, великолепно чертил и рисовал, много и с удовольствием читал и, как все мальчишки того времени, интересовался летательными аппаратами.
Впрочем, после посещения Международной авиационной выставки во Франкфурте-на-Майне, где юный Мессершмитт впервые стал свидетелем испытаний дирижабля Zeppelin Bodensee, его детская заинтересованность к летательным устройствам превратилась в истинную страсть, ставшую с того момента смыслом всей его жизни. Уже в 12 лет он сумел удивить отца самостоятельно построенной моделью самолета, а чуть позже и упрощенным монопланом.
Между тем, окончив школу и поступив в Бамбергское реальное училище, будущий авиаконструктор знакомится и становится помощником одного из пионеров немецкой авиации 33-летнего Фридриха Харта, проводившего с небольшой группой энтузиастов эксперименты с планерами собственной конструкции.
Занявшись любимым делом, 16-летний Вилли принимает активное участие в разработке четвертой модели S-4, а затем в августе 1914 года становится свидетелем нового мирового рекорда: Харт, игнорируя неблагоприятную погоду, в ходе испытаний новенького планера Hart-Messerschmitt находится в воздухе 21 минуту.
Вдохновленный успехом
В 1923 году Мессершмитт, окончивший Мюнхенский технологический институт, принимает приглашение от объединения Баварских авиационных заводов и после переезда в Аугсбург приступает к работе в должности ведущего инженера. Основным направлением его деятельности поначалу было конструирование планеров и гидросамолетов.
В дальнейшем он начинает разработку Bf.109 – одноместной летающей лодки, способной подниматься в воздух и совершать посадку на воду. Еще спустя год перспективный авиамоделист переключается на конструирование непосредственно моделей самолетов. И уже в первой половине 1924 года под его руководством проводятся испытания новой конструкции S-14.
Любопытно, что в ее основу были положены чертежи его студенческой дипломной работы. Сама модель оказалась довольно устойчивой к ветру до 20 метров в секунду и могла подниматься на высоту более 30 метров. Она была отмечена премией на заводском конкурсе самолетов как одна из самых удачных конструкций года.
Вдохновленный успехом, Вилли при поддержке брата Фердинанда организовал в Аугсбурге собственную фирму Flugzeugbau Messerschmitt Bamberg. При этом он не только занимался конструированием и сборкой, но и самостоятельно осуществлял сделки по продаже самолетов любителям авиационного спорта. К слову, делал это довольно успешно: только в первый год работы прибыль их маленькой компании составила 6 миллионов марок.
Гений предпринимательства
Осознавая несоразмерность своей фирмы с имеющимися идеями, Мессершмитт весной 1926 года подписывает соглашение с Баварскими авиационными заводами и компанией «Удет» о создании совместного предприятия. Как отмечают многочисленные историки, его компаньоны, остро нуждающиеся в притоке свежих идей, безоговорочно согласились на все требования гениального конструктора.
Параллельно ему удалось заполучить и специальную дотацию от имперского министерства экономики. Благодаря предпринятым мерам Вилли сумел довести до конца внедрение в производство М-17, разработанного на основе его двухместного моторного планера S-16b . В итоге в течение первых нескольких месяцев 1927 года более 20 машин предприимчивого конструктора начали обслуживать пассажиров авиакомпании Lufthansa.
Несмотря на многочисленные достижения, талантливому авиамоделисту пришлось вступить в жесткую конкурентную борьбу с другими компаниями, главной из которых была фирма Хейнкеля. Чтобы удержаться на рынке, главе компании пришлось пойти на значительное расширение номенклатуры выпускаемых моделей. Кроме того, было принято решение о начале производства учебных двухместных машин.
Правда, «неистовый Вилли» не был бы самим собой, если бы не стремился прыгнуть выше всех. Одновременно с выпуском М-17 он принялся за создание новой конструкции – своего первого металлического пассажирского самолета для местных авиалиний М-18, ставшего впоследствии одним из самых невероятных достижений молодого конструктора и бизнесмена.
При этом 28-летний предприниматель сумел за 12 месяцев практически полностью перепрофилировать производство своей компании под новую технологию, добавив тем самым к своим многочисленным талантам еще и превосходные организаторские способности.
Рождение скоростного убийцы
Пессимистичный и угрюмый, высокого роста, с иссиня-черными редеющими волосами, с виду хладнокровный и невозмутимый, а на деле не выносящий практически никакой критики и вспыхивающий по мельчайшему поводу Мессершмитт, по утверждению историков, был убежденным членом национал-социалистической партии, в ряды которой он вступил сразу же поле прихода Гитлера к власти.
В новом правительстве оказался и злейший недруг Вилли – прежний руководитель Lufthansa и идейный фашист Эрхард Мильх, в преддверии выборов занявший пост министра гражданской авиации. Именно с его подачи за конструктором укрепился имидж надежного управляющего, но при этом слабого авиамоделиста, чьи модели никогда не поспевают в срок и регулярно разбиваются.
Узнав в 1934 году об открытом конкурсе министерства авиации, упрямый немец решил проявить характер. Для него, как и для остальных промышленников, не было секретом приближение большой войны и, как следствие, появление огромного количества военных заказов. Но к борьбе были допущены три «монстра» германской авиапромышленности – Arado, Focke-Wulf и Heinkel.
«Неистовый Вилли» мечтал о конкурсе и победе, потому пустил в ход всевозможные связи и добился своего. И если его соперники основывались на опыте минувшей войны с ее «собачьими боями», где в фаворе была маневренность, а совсем не скорость, то Мессершмитт сделал ставку на новые высокоскоростные мощные монопланы, молниеноснонабирающие высоту и столь же быстро пикирующие на противника.
На суд конкурсной комиссии он представил опытную модель истребителя Вf.109. Тем самым он не только произвел на представителей довольно сильное впечатление, но и подтвердил на следующих летных испытаниях, что этому самолету нет равных в Германии. К слову, во время Второй мировой войны, в ходе воздушной битвы за Англию, самолеты Мессершмитта одержали верх не только над устаревшими британскими Harrier, но и над новейшими Spitfire.
Вf.109, или «Крылатая пуля», как прозвали истребитель журналисты, буквально до середины 40-х годов не имел себе равных в небе над Европой. По сравнению с ним самолеты союзников производили впечатление зависших в воздухе. Абсолютный рекорд по скорости для винтовых машин, установленный на этой конструкции в 1939 году, продержался ровно 30 лет и был побит только лишь в 1969 году.
Опередивший время
После создания авиационной империи заводы работали практически на всей территории Германии. Неутомимый Мессершмитт, забывая о времени, не прекращал конструировать все новые и новые модели. В его активы пополнялись легкими спортивными машинами для высшего пилотажа М28 и М35, гигантским транспортным самолетом Вf.321, поднимавшим более 20 тонн груза, и четырехместным спортивным лайнером Ме.108 Taifun, установившим несколько мировых рекордов скорости.
Незадолго до крушения гитлеровской империи «злой гений» стал первопроходцем реактивной авиации и успел совершить еще две сенсации.
Его ракетный истребитель Ме.163, управляемый Хайни Диттмаром, стал первым в мире, преодолевшим отметку скорости в 1000 километров в час. А сконструированный им Ме.262 был способен развивать скорость 870 километров в час, что на 200 километров больше, чем могли «выжимать» все летательные аппараты того времени.
Но, несмотря на то, что этот первый реактивный самолет успел хорошо зарекомендовать себя в бою, его появление на военной арене явно запоздало. По задумкам Мессершмитта, он конструировался как перехватчик, потом его перепрофилировали в бомбардировщик-истребитель, а в конце войны вновь переориентировали на перехват.
Так бюрократическая чехарда сыграла с ним злую шутку: всего лишь десяток машин из тысячи собранных успели осуществить военные вылеты. Кроме того, оставшиеся в ангарах и на аэродромах после окончания войны Ме.262 были разобраны на трофеи победителями. И что самое интересное, еще очень продолжительное время многие военные эксперты замечали удивительную схожесть американских F86Sabre и советских Су-9 с «самолетом-ракетой» «неистового Вилли».
Свежие комментарии