Идеалы красоты меняются очень быстро. Не успеешь оглянуться, как миниатюрных красавиц с покатыми плечами, тонкой талией и аккуратной грудью сменяют высокие широкоплечие амазонки. Проще всего уследить за изменением стандарта привлекательности, изучая кинозвезд разных эпох. «Апрель» решил вспомнить, как выглядел эталон женской красоты 100 лет назад, во времена Великого Немого.
1. Мэри Пикфорд
Актерская карьера Глэдис Смит стартовала, когда той было всего 8 лет. После смерти пьяницы-отца девочка с семьей отправилась гастролировать по штатам с передвижным театром.
Первый успех пришел к Смит в 1908 году, когда она добилась постоянной роли в бродвейской пьесе «Уоррены из Вирджинии». Тогда же Глэдис Смит сменила имя на более звучное – Мэри Пикфорд. Спустя год «Уоррены» сошли со сцены, и начинающая актриса решила попробовать свои силы в кинематографе.
Мэри добилась аудиенции у главного режиссера студии Biograph Дэвида Уорка Гриффита. Пробы прошли удачно, и в тот же день Гриффит снял первый 8-минутный фильм с участием Пикфорд. Хотя в то время в кино еще не было титров с именами актеров, публика быстро запомнила миловидную девочку с золотистыми кудрями.
О Пикфорд писали в газетах, гонорары с каждой ролью становились все больше. К середине 1910-х годов популярность переросла во всенародное обожание – зрители вышибали двери в кинотеатрах, чтобы снова взглянуть на «божественную куколку».
Игравшая по преимуществу обиженных жизнью маленьких «Золушек», сама Пикфорд стояла на ногах очень крепко. В 1916 году она основала собственную кинокомпанию Mary Pickford Company, а три года спустя вместе с другими звездами кино Чарли Чаплином, Дугласом Фэрбенксом и своим старым знакомым Гриффитом создала кинопрокатную фирму United Artists.
По окончании актерской карьеры она занялась продюсированием фильмов и развернула масштабную общественную деятельность в Голливуде и за его пределами, став наиболее влиятельной женщиной в кинопромышленности страны.
2. Лиллиан Гиш
Биографии Лиллиан Гиш и Мэри Пикфорд во многом похожи. Обе оказались на театральных подмостках не от хорошей жизни. Мэри Гиш, матери маленьких Лиллиан и Дороти, пришлось искать работу для себя и девочек после того, как ее бросил супруг.
Вскоре семейство дебютировало на сцене театра родного Спрингфилда, а чуть позже, когда девочки подросли, все трое присоединились к труппе передвижного театра и отправились путешествовать по стране.
Актерская карьера сестер складывалась успешно – в 1905 году Лиллиан даже работала с Сарой Бернар в Нью-Йорке. В 1912 году девушки навестили свою давнюю подругу Глэдис Смит, известную в Голливуде как Мэри Пикфорд, и та устроила им прослушивание у Гриффита. В этом же году на экраны вышел «Невидимый враг» – первая лента с участием девушек.
Очень скоро Лиллиан стала лицом картин Гриффита. Подобно Пикфорд, она исполняла роли юных девушек со сложной судьбой. Однако, в отличие от знаменитой коллеги, чья кукольная внешность ограничивала выразительную свободу, Лиллиан играла «на разрыв аорты».
Огромные глаза, хрупкая фигура вкупе с безусловным талантом делали из нее идеальную трагическую актрису, способную выразить самую сложную гамму чувств так, чтобы это не выглядело пошло или сентиментально.
С появлением звука Гиш ушла из кино и продолжила свою карьеру в театре. Но 18 лет спустя она снова начала сниматься и даже получила номинацию на «Оскар» за «Дуэль под солнцем». Однако в памяти зрителя актриса навсегда осталась той несчастной девочкой из «Сломанных побегов», у которой никак не получается улыбнуться.
3. Вера Холодная
Вера Холодная попала в кинематограф почти случайно. Она с детства любила смотреть кино, однако об актерской карьере задумалась, только когда в 1914 году супруг ушел на фронт, и в семье стало туго с деньгами.
В 1914 году Холодная сыграла крошечную роль в «Анне Карениной». Режиссер картины Владимир Гардин посчитал, что в актрисы девушка не годится, но всё же написал рекомендательное письмо к коллеге Евгению Бауэру.
Бауэр «открыл» Холодную. Первый же фильм, в котором он ее снял, имел оглушительный успех. С каждой новой лентой популярность актрисы только росла. Пока критики спорили, умеет ли Холодная играть, зрители не сомневались – и скупали билеты в кино.
Экранный образ Холодной, переходивший из фильма в фильм, от режиссера к режиссеру сложился довольно быстро. «Безвольная и скорбная жертва собственных и чужих страстей» – такую маску неизменно носила королева экрана.
В 1918 году вместе с сотрудниками ателье Харитонова актриса отправилась на съемки в Одессу. Там она подхватила грипп-«испанку» и буквально за несколько дней «сгорела».
Скоропостижная смерть Холодной насторожила публику. Поговаривали, что её убрала деникинская контрразведка из-за «красных» взглядов. Другие считали, что девушку расстреляли революционные матросы. Впрочем, родные стояли на том, что обе версии далеки от истины. Смерть главной красавицы русского экрана была нелепым и грустным стечением обстоятельств.
4. Алла Назимова
Назимова дебютировала в кино, когда ей было 37 лет. К этому времени у себя на родине, в Российской Империи, актриса успела вдоволь насладиться подмостками провинциального театра, ролями в «массовке» МХТ, поработать уборщицей и даже всерьез задуматься о проституции. Словом, карьера Назимовой катастрофически не складывалась.
Все изменилось, когда Алла оказалась за океаном. Назимова всего за несколько месяцев выучила язык и в 1906 году принялась покорять американскую сцену. Постепенно заморский зритель стал узнавать русскую красавицу. Пришел долгожданный успех. Критики провозгласили Назимову «королевой сцены», и к середине 1910-х гг она уже блистала на Бродвее.
В 1915-м году продюсера Льюис Селзник увидел постановку «Невесты войны», главную роль в которой исполняла Алла, и решил снять фильм по мотивам пьесы. Солидный по голливудским меркам возраст актрисы не помешал ей начать кинокарьеру. На американском экране появилась новая «вамп» – страстная, яркая и независимая, как кошка.
Увы, киношная слава актрисы длилась недолго. После провала её детища – картины «Саломея», которую Назимова сняла на свои деньги, – она на 15 лет оставила кинематограф. В начале 40-х гг актриса сыграла еще в нескольких фильмах, но повторить прежний успех уже не смогла. В 1945 году дива скончалась, ей было 66 лет.
5. Аста Нильсен
Первый фильм с участием Асты Нильсен «Бездна» вышел на экраны в 1910 году. Для режиссера картины Урбана Гада, как и для актрисы, это был дебют.
Молодые люди тогда работали в Новом театре Копенгагена – Аста играла на сцене, Урбан был театральным художником. Однажды, в момент кризиса, когда половина труппы не была занята ни в одном спектакле, Нильсен пошутила, что впору идти снимать кино. А Гад серьезно воспринял это предложение и даже написал сценарий.
Снимали, что называется, «на коленке» – под съемочную площадку арендовали бывшую тюрьму, в камерах устроили гримерки, а в тюремном дворе построили декорации, которые потом в течение съёмочного дня разворачивали вслед за солнцем. Другого осветительного прибора просто не было.
К удивлению создателей, картина имела невероятный успех. Аста Нильсен вывела актерскую игру в кино на принципиально новый уровень. Её исполнение было лишено традиционной для того времени аффектации, она не разбрасывалась драматичными жестами: трагедия читалась во взгляде огромных глаз, в изломе бровей, в линии губ.
Персонажи Асты были «жертвами своих и чужих страстей», однако в отличие от экранных образов Холодной (которая, кстати, расписывалась в любви к великой датчанке), им была чужда пассивность, смирение. Аста сражалась до последней капли крови.
С появлением звука в кино Нильсен не стала пытаться приспособиться к новшеству. Она снялась всего в одной звуковой картине и после навсегда покинула экран. В 1946 году актриса опубликовала мемуары под названием «Молчащая муза».
6. Теда Бара
В 1908 году девочка из рабочей семьи Теодосия Барр Гудман бросила университет родного Цинциннати и отправилась покорять «Большое яблоко». Начинающая актриса взяла себе псевдоним Тео де Копе и около 10 лет играла вторые роли на нью-йоркских подмостках.
В 1914 году судьба свела Тео с режиссером Фрэнком Пауэллом. Кинематографист предложил 30-летней актрисе сыграть небольшую роль в картине «Пятно». В 1915 году Пауэлл пригласил Теодосию на главную роль в экранизацию популярной бродвейской пьесы «То был дурак».
Провинциальная актриса в одночасье стала знаменитой. Ей отлично удался образ коварной соблазнительницы Вампирши – грубая сексуальность актрисы, её откровенные наряды пришлись по душе широкому зрителю.
В течение следующих пяти лет Теда Бара (вместе с новой работой у девушки появился и новый псевдоним) снялась в 38 лентах, став ведущей актрисой Fox Film. Её роковые образы дополнялись грамотным пиаром – прокатчики и производители рассказывали байки о том, что якобы Бара родилась в жарком Египте под сенью пирамид, что ее имя – анаграмма слов arab death (арабская смерть).
Увы, слава актрисы длилась совсем недолго. В 1919 году руководству Fox Film надоел образ Теды. Девушка пробовала сменить амплуа, даже сыграла пару нетипичных для нее ролей, но эти попытки остались незамеченными публикой.
В 1921 году Бара вышла замуж за режиссера Чарльза Брабина. Однако он не хотел снимать супругу в своих картинах, и остаток жизни Бара провела, устраивая вечеринки для киноэлиты в своих особняках в Нью-Йорке и Голливуде.
7. Пола Негри
В 1914 году ряды экзотических и опасных кинокрасавиц пополнила польская актриса Барбара Аполония Халупец. Она дебютировала в фильме с говорящим названием «Раба страстей, раба порока».
Девушка быстро стала ведущей актрисой варшавской киностудии «Сфинкс». Тогда же она поменяла свое настоящее имя на звучный псевдоним, позаимствовав фамилию популярной итальянской поэтессы Ады Негри.
Через несколько лет работа в Польше наскучила Поле, и она отправилась сниматься в Берлин, где познакомилась с режиссером Эрнстом Любичем. Голливудские боссы, в то время внимательно присматривавшиеся к европейскому кино, заметили и режиссера, и его любимую актрису. В 1923 году Негри и Любич отправились в Голливуд.
Вплоть до завершения немой эры Пола продолжала играть эталонных рабынь страстей. А вот в «говорящей фильме» места ей не нашлось: у актрисы был прекрасный бархатистый голос, однако славянский акцент раздражал американского зрителя.
В 30-е гг Негри позвали сниматься в гитлеровскую Германию. Поработав немного на немецкой земле, Пола здраво рассудила, что задерживаться здесь надолго не стоит, и отправилась в Европу, а оттуда подалась обратно в Штаты.
В Америке актриса снялась в еще одной ленте, сыграв эксцентричную певичку со славянскими корнями Женю Сметану. В 1964 году она появилась на экране в мелодраме «Лунные пряхи». Впрочем, к этому времени стало совершенно очевидно, что актерская карьера Полы закончилась – окончательно и бесповоротно.
Вспоминала Валентина Гольцберг
Свежие комментарии