На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 509 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    всё  ясно, что ничего  неясно.Идентификация Бор...
  • Борис Кокин
    А Псков, где на один гектар с десяток церквей, а Великий Новгород, вторая столица Руси после Старой Ладоги, автор не ...Старожилы страны:...
  • Артур Будаев
    Плохо с географией у автора.Старожилы страны:...

Как и зачем классифицировали электронику в СССР

Я предлагаю немного отмотать фильм назад, к тем временам, когда новенький телевизор "Рубин" или магнитофон "Маяк*" были не просто покупкой, а целым событием. И почти на каждом таком устройстве был номер класс качества. 0, 1, 2, 3... что это было? Маркетинговый ход, чтобы продать по более высокой цене? Нисколько. В Советском Союзе, где мало кто знал о мировом "маркетинге", а экономика была плановой, эта система имела глубокий смысл. Давайте разберемся, почему государство так скрупулезно делило оборудование на "касты". Как человек, который видел это здесь и испытал многое из этой техники собственными руками, я постараюсь объяснить суть без лишней "воды".

Автор: preview.

reve.art Источник: preview.reve.art

Хаос нужно упорядочить: откуда ноги растут?

Представьте себе послевоенные десятилетия. Страна восстанавливается, промышленность набирает обороты. Радиоэлектроника — одна из самых бурно развивающихся отраслей. К концу 60-х заводы штампуют радиолы, приемники, магнитофоны сотнями тысяч. Разнообразие огромное: от простеньких «транзисторов» до громоздких ламповых комбайнов.

И вот тут возникает проблема, типичная для плановой экономики: как всем этим управлять? Госплан спускает цифры — сколько штук выпустить. А как быть с качеством? Ведь один завод делает условную «Спидолу», а другой — сложнейшую стереосистему. Нужен был единый знаменатель, понятный и производителю, и контролеру, и, конечно, покупателю.

Плюс, не забывайте, мир не стоял на месте. На Западе уже вовсю гремело словечко Hi-Fi (High Fidelity — высокая верность воспроизведения). Появились стандарты вроде немецкого DIN 45500, определявшие, что считать качественным звуком. Советский Союз, стремящийся быть «впереди планеты всей» (хотя бы в некоторых областях), не мог оставаться в стороне. Нужно было и свой народ обеспечить приличным звуком/картинкой, и на экспорт что-то предложить конкурентоспособное.

Вот так и родилась идея: ввести классы качества, основанные на ГОСТах — государственных стандартах. Это не просто бумажки, это был практически закон для любого завода.

Автор: preview.reve.art Источник: preview.reve.art

ГОСТ - это не рекомендация, а приказ!

И в этом ключевое отличие от Запада. Если там стандарты DIN носили скорее рекомендательный характер (хочешь называться Hi-Fi - соответствуй, не хочешь - твое дело), то в СССР ГОСТ был обязательным.

 Представьте себе: конструкторское бюро разработало новый магнитофон. Прежде чем продукт поступит в производство, его характеристики должны быть не хуже **, чем указано в ГОСТЕ для заявленного сорта. Никаких "чуть не пропустил"! Если продукт не соответствует, либо доработайте его, понизьте сорт, либо вообще не выпускайте.

Система была строгой:

Нулевой (высший) класс: самые передовые (на тот момент) параметры. Высокая чувствительность приемников (способность улавливать слабые станции), широкий частотный диапазон аудиооборудования (близкий к Hi-Fi), минимальные искажения. Оборудование сложное, дорогое и часто малопроизводительное.
Первый класс: также очень хорошие эксплуатационные характеристики, но с небольшими допусками по сравнению с нулевыми. Высококачественное, надежное оборудование для требовательных пользователей.
Второй класс: "золотая середина". Массовое, доступное по цене оборудование с приемлемыми параметрами. Не Hi-Fi, но и не откровенный ширпотреб. Им пользовалось большинство советских семей.
Третий класс: самые простые устройства. Простые радиоприемники, портативные магнитофоны. Главная задача - чтобы это работало и было недорогим. Требования к качеству звука/приема минимальны, но все же гарантируются ГОСТом.
Кстати, в ранних стандартах ГОСТ был и четвертый класс, но он оказался настолько упрощенным, что оборудование такого уровня практически не производилось и быстро исчезло из стандартов. Видимо, даже в СССР считалось, что не стоит опускаться ниже определенного уровня.

Как это выглядело на практике? Возьмем, к примеру, магнитофоны (ГОСТ 12392-71). Устройство высшего класса при скорости 19 см/с должно было воспроизводить частоту до 16 000 Гц. А третий класс при той же скорости может быть ограничен 10 000 Гц. Чувствуете разницу? Это все равно что сравнивать современный FLAC и старый MP3 с низким битрейтом. Там были одинаковые градации для всего: уровня шума, детонации (плавающий звук), чувствительности тюнера и т.д.

Кассетный магнитофон 1980-х. Отгадайте, какая у него классность качества?

Автор: Kalabaha1969 Источник: ru.wikipedia.org

Зачем всё это было нужно? Цели и задачи классификации

Гарантия минимального качества. Даже покупая самый дешевый приемник 3-го класса, человек знал: он соответствует ГОСТу. Да, звук не ахти, ловит не все, но он будет работать и выполнять свою базовую функцию. В условиях дефицита и отсутствия реальной конкуренции это было важно. Люди рассчитывали, что техника прослужит годы, ее будут чинить, передавать по наследству. ГОСТ давал хоть какую-то уверенность.

Стимулирование прогресса. Наличие планки «высшего класса» подстегивало инженеров. Разработать и запустить в серию аппарат «нулевого» класса было делом престижа для КБ и завода. Так появлялись легенды вроде усилителя «Бриг-001», акустики «Эстония 35АС-021» или магнитофонов «Олимп-005». Пусть их выпускали не так много, но они показывали потенциал советской инженерной школы.

Планирование и распределение. Классы четко определяли, что есть что. Завод получал план: выпустить столько-то тысяч единиц 2-го класса и, скажем, 500 штук 1-го. Это упрощало и производство (разные цеха, разные требования к комплектующим и контролю), и торговлю. Простая техника шла в обычные магазины по всей стране, а вот аппаратура высших классов часто имела другую судьбу…

Экспорт и престиж. Высший класс — это витрина достижений. Лучшие образцы отбирались для поставок за рубеж (как в соцстраны, так и на Запад — для заработка дефицитной валюты). Тот же «Бриг-001» неплохо продавался в Англии, а колонки «Эстония» — в ФРГ. Наличие официального «высшего класса» позволяло позиционировать эту технику как соответствующую мировым стандартам. Часто экспортные версии даже собирались тщательнее и проходили дополнительный контроль качества.

Советский катушечный магнитофон высшего класса «Санда МК-012 Стерео».

Автор: Jimi90. Источник: ru.wikipedia.org

Парадокс «Берёзки»: лучшее — не для всех?

И вот тут мы подходим к интересному моменту, который многие помнят. Самую лучшую, самую «навороченную» советскую технику нулевого и первого классов зачастую было невозможно купить в обычном магазине. Куда же она девалась?

  • Часть шла на экспорт.
  • Часть — на оснащение госучреждений.
  • Часть — на выставки (та же ВДНХ).

А вот значительная доля попадала в систему «Внешпосылторга» — знаменитые магазины «Берёзка», где товары продавались за валюту или специальные чеки (которые получали работавшие за границей, дипломаты и т. д.).

В «Берёзке» рядом с японскими магнитофонами Sharp и JVC (стоившими целое состояние по советским меркам) могли стоять тот самый «Олимп-005» или кассетная дека «Вильма-102». Цена в чеках тоже была немаленькой, но это был один из немногих шансов легально заполучить топ-советской техники без многолетних очередей и блата. Получался парадокс: лучшая отечественная аппаратура была доступнее иностранцам или узкому кругу «выездных» граждан, чем рядовому советскому инженеру или врачу.

Ходили даже упорные слухи (и часто не беспочвенные), что экспортные или «чековые» версии одного и того же аппарата собирались на отдельных линиях, с лучшими комплектующими и более строгим контролем. Маркировка могла быть той же, но качество — отличаться.

Автор: preview.reve.art Источник: preview.reve.art

Так почему делили? Итоги

Давайте подведем черту. Система классов в советской электронике — это не прихоть и не маркетинг. Это был инструмент плановой экономики, пытавшийся решить сразу несколько задач:

 

  • Установить планку качества и гарантировать ее соблюдение через ГОСТы.
  • Упорядочить производство и распределение огромной номенклатуры товаров.
  • Стимулировать инженерную мысль к созданию передовых образцов.
  • Обеспечить страну экспортным товаром и поддержать имидж технологически развитой державы.

Да, система была несовершенна. Да, лучшая техника была в дефиците. Но само наличие этих классов и строгих ГОСТов давало определенные ориентиры и гарантии, которых сегодня в мире безудержного маркетинга и «запланированного устаревания» порой не хватает.

Слова «аппаратура высшего класса» для советского человека звучали почти магически. Это был символ не только качества, но и престижа, инженерного достижения. И хотя с распадом СССР эта система ушла в прошлое, память о ней и о тех легендарных аппаратах жива до сих пор. Возможно, у вас на даче или в кладовке еще пылится такой «классовый» свидетель эпохи?

Надеюсь, мне удалось немного прояснить этот интересный аспект истории советской техники. Если у вас есть свои воспоминания или вопросы — делитесь в комментариях.

  • * — Дальневосточное общественное движение "Маяк" признано иностранным агентом
Ссылка на первоисточник
наверх