Шапка не имела ничего общего с настоящим Мономахом
«Сказание о князьях Владимирских» рассказывает нам, как византийский император Константин Мономах отправил этот головной убор своему внуку — великому князю Владимиру, когда тот взошел на престол.
Этот жест подчеркивал легитимность монарха и его правления на русских землях. Предание гласило, что этот атрибут использовался при венчании на царство всех последующих князей после Владимира.В действительности все было не так. Легенда возникла намного позже, и что касается шапки, то рассказ о ней весьма далек от реальности. Константин Мономах скончался, когда его внуку было всего два года, и никакие регалии не могли быть отправлены. Современные историки утверждают, что легенда о византийском наследии была придумана во времена царствования великого князя Василия III (1505-1533). Именно тогда, в 16 веке, русские князья, собиравшиеся объединить русские земли кровью и мечом, использовали все виды символов власти, чтобы подчеркнуть правомерность древних притязаний на абсолютную власть. Как вы можете себе представить, «шапка Мономаха», которую вручил великий византийский император, была большой удачей.
До сих пор достоверно не известно ее происхождение
Кто же тогда сделал шапку Мономаха? Помимо византийской теории, есть еще и гипотеза о том, что к ее происхождению имеет отношение Золотая Орда. Согласно ей, правители монголов отправили драгоценные регалии в дар московским князьям за их верную службу. По мнению историка Сергея Богатырева шапка больше напоминает монгольский женский головной убор. «Русские князья были бы заинтересованы в более мужском варианте».
Версия историка заключается в том, что шапка Мономаха была создана в Москве во время царствования Василия III. Мастерами использовались различные драгоценные золотые украшения, найденные в сокровищнице. Это может легко объяснить неравномерность дизайна — некоторые золотые элементы, кажется, были расположены асимметрично друг другу.
До Петра Первого девять правителей носили шапку Мономаха
Первым был сын Василия III Иван Грозный. Он также стал первым правителем на Руси, кого стали называть «царем», то есть «цезарем».
Искусствовед Виктория Геращенко сравнивает царские одеяния Ивана с внешним видом православного храма. Шапка Мономаха внесла важнейшие штрихи в одеяние царя. Проступили яркие параллели, которые должны были подчеркнуть абсолютную власть. Святой крест украшает шапку, так же как и крест на православном храме. Это подчеркивает божественность происхождения царской власти.
Затем она перешла к сыну Ивана — Федору, последнему из древней династии Рюриковичей, затем последовали правители Смутного времени: Борис Годунов, Лжедмитрий I и Василий Шуйский, после них первые Романовы: Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Последним, кто надел этот атрибут власти, был Иван V, старший брат и соправитель Петра Великого.
Петр Первый, взойдя на трон, обошелся без этого обычая, и шапка Мономаха, украшавшая головы правителей 178 лет была сдана в Успенский Собор Московского Кремля.
Были и другие шапки
Кроме шапки Мономаха были и другие, созданные по ее образцу и посвященные разным историческим событиям. Среди них были Казанская, Сибирская, Алмазная. Казанская была создана через год после присоединения Казани, в 1553 году, Алмазная специально сделана для Ивана Пятого мастерами московского оружейного завода и украшена бриллиантами.
Шапка стала главным символом власти и ответственности
«О, тяжела ты, шапка Мономаха!», — говорит Борис Годунов в трагедии Александра Пушкина. Сцена показывает Годунова только что взошедшим на престол в результате убийства законного наследника Дмитрия, в котором обвинили его.
Период власти царя Бориса — это начало Смутного времени в истории России. Пушкинские слова могут быть афоризмом всего этого исторического отрезка. Они отражают нелегкое бремя ответственности правителя.
Свежие комментарии