Мода может быть не только высокой, но и смертельной. К сожалению, это не раз доказывали люди Викторианской эпохи, надевая на себя костюмы из ядовитых и токсичных материалов. Посмотрим, как рисковали модники и модницы в прошлом.
Ядовитая одежда.
Казалось бы, как одежда может быть ядовитой? Очень просто: если прокрасить её ядовитыми красителями.
В конце 18 века в Европе в моду входил зеленый цвет, однако сделать идеальный зеленый краситель было довольно сложно — оттенок каждый раз получался неправильным. Но в 1770 году все модники вздохнули с облегчением: немецко-шведский ученый Карл Вильгельм Шииле добился красивейшего благородного зеленого цвета, смешав в растворе медного купороса калий и белый мышьяк. Позже за свой удивительный цвет полученный краситель стал называться «Парижский зеленый» и являлся своего рода символом богатства и роскоши.«Парижский зеленый» стали использовать буквально везде: для прокраски одежды, для украшения блюд, для рисунков на детских игрушках… Особо богатые люди даже красили им стены! Правда потом их начинали мучить частые головные боли, тошнота, головокружение, а их кожу покрывали язвы и струпья. Низшие слои общества, вероятно, могли подумать, что это господь наказывает состоятельных граждан за их грехи, но мы то знаем, что дело было вовсе не в грехах, а в ядовитом красителе, к которому современный человек и близко не подойдет.
Столетием позже, когда люди осознали весь вред мышьяка, были взяты пробы с диадем, украшенных великолепными живыми цветами, которые, конечно же, были вымочены в растворе мышьяка. Парижские модницы очень любили одевать такие украшения во время выходов в Свет. Оказалось, что одна диадема содержит достаточное количество яда, чтобы убить 20 человек.
Заразные платья
Конечно, современный мир не лишен болезней и периодически вспыхивающих эпидемий, однако развитые страны могут похвастаться мощнейшим рывком в здравоохранении и медицине за последнее время. К сожалению, так было не всегда, и ещё два столетия назад человечество страдало от многих заболеваний, а эпидемии постоянно терроризировали города. Бывало, в одном городе могли одновременно свирепствовать чума, холера, тиф и другие опасные заболевания. Но из-за недостатка знаний о первопричинах возникновения болезней, больных редко закрывали на карантин, и они просто бродили по городу, разнося заразу. Особенно в этом преуспевали вернувшиеся с фронта солдаты, которые весь год провели в антисанитарных условиях и успели подхватить десяток заболеваний. Но ведь никто не посмеет запретить бравому вояке гулять, где ему захочется!
Светские дамы, спеша на званые вечера, одевали самые лучшие свои наряды, ткань которых красиво играла, опадая на пол, где находились болезнетворные микроорганизмы. Приходя к себе в дом, одежду редко сразу же стирали, и она продолжала лежать в гардеробе, оставаясь чумной бомбой замедленного действия. А через несколько месяцев в доме кто-нибудь заражался опасным заболеванием, которое в те времена чаще всего приводило к смерти.
Юбки-убийцы
Модная одежда 17-19 веков не только служила хорошим сборником болезнетворных микроорганизмов, но и представляла серьезную физическую опасность для тех, кто её носил. Известен случай, когда девушка в пышной юбке пришла в печатную фабрику на экскурсию. Проходя мимо одного из станков, часть её юбки попало под пресс, куда её стало медленно затягивать. К сожалению, рядом не оказалось никого, кто мог бы помочь несчастной избежать страшных мучений.
Не только дамы становились жертвами моды: пышные мужские галстуки часто служили причиной «самоудушения», попадая под пресс при работе в цехах. Именно это, кстати, и послужило причиной того, что мужские галстуки приобрели нынешний минималистичный вид.
Воспламеняющиеся наряды.
Платье из струящегося белого хлопка стало настоящей мечтой всех женщин, живших в конце 18 — начале 19 веков. Это был один из тех случаев, когда подобная одежда было одинаково опасно как для изготовителя, так и для покупателя. Во-первых, хлопок обычно собирали на плантации рабы-африканцы, что уже несло некоторые риски для владельцев этих плантаций из-за постоянно вспыхивающих бунтов. Во-вторых, изготовление подобных нарядов требовало огромных усилий. Швеи работали за нищенскую зарплату буквально на износ.
Но всё это было бы не столь опасно, если бы не удивительная горючесть хлопка, который вспыхивает буквально от одной искры. Сколько хлопковых фабрик сгорело в те времена по всей Европе! Но намного больше пострадало людей, носивших одежду из хлопка. Учитывая пышность одежды той эпохи и свечное освещение, было лишь делом времени, когда кто-то из гостей, находящихся в тесном зале, загорится. Особенно шокировал Европу случай, когда в 1844 году британская балерина Клара Вебстер, выступая на сцене перед огромным зрительским залом, слишком близко подошла к освещавшим сцену огням. Пламя сразу же перекинулось на платье. Спасти Клару Вебстер не удалось. Не меньше пожаров происходило и в жилых домах, где на окнах висели хлопковые ткани, которые в наши дни называются «тюль».
Прелестные женские шляпки…
…с чучелами птиц, набитыми мышьяком. Да-да, во времена Викторианской эпохи среди дам были в тренде шляпки, которые украшали чучела мертвых певчих птиц. Во имя прекрасного ежегодно уничтожались сотни тысяч птичек, но ещё больше шокирует тот факт, что для предотвращения разложения тушки мастера того времени использовали… мышьяк. И пока светская львица флиртовала с кавалерами, мышьяк в трупе птицы на шляпке медленно, но верно отравлял её тело. Прошло немало времени, прежде чем «трупная» мода окончательно ушла в прошлое.
Ртутные головные уборы
Представляя себе мужчину конца 18-19 веков, мы обязательно видим на его голове шляпу. Головные уборы носили практически все представители мужского пола, и ни один из них не снял бы её со своей головы, узнав, что для её изготовления использовалась… ртуть. Да-да, именно ртуть делала дешевый кроличий или заячий мех достаточно податливым для того, чтобы придать ему форму шляпы. Это вещество неотвратимо проникает в организм через кожу и даже через легкие вместе с парами, вызывая целый ряд опасных недугов, приводящих к смерти.
Свинцовая пудра
Пудра хорошо скрывает морщины, различные несовершенства и была незаменимым атрибутом каждой модницы во все времена. А главное, она умеет придавать лицу таинственный и загадочный оттенок. Можно сказать, что в каждую историческую эпоху был популярен свой оттенок лица, а в Викторианскую эпоху в тренде были именно бледные лица. Что же может придать лицу бледный, столь таинственный цвет? Конечно же, свинец! В середине 19 века свинец повсеместно добавлялся в пудру для лица, даря красоткам желанный бледный цвет лица и, заодно, проблемы со здоровьем. О целесообразности использования свинца в косметике общественность задумалась только в 1869 году, когда газеты напечатали о любительницах бледного цвета лица, у которых отнялись кисти рук от слишком частого использования косметики со свинцом.
Конечно, смотря сейчас в прошлое, может показаться удивительной глупость носить на себе почти всю химическую таблицу Менделеева. Приходят мысли, что, возможно продолжительность жизни в прошлом была короче именно из-за использования опасных веществ. Как бы то ни было, не факт, что через сотню лет люди будут читать о нас, живущих в 21 веке, и удивляться, как мы могли носить синтетическую одежду, пить сладкие газированные напитки или делать другие, обыденные для нас вещи.
Свежие комментарии