«Пограничный остров» — именно так с японского переводится Хасима. Остров находится в Восточно-Китайском море, приблизительно в 15 километрах от Нагасаки.
Его второе название — Гункандзима, «остров-линкор». Так его прозвали еще в 1920-е годы журналисты местной газеты, которые заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки.
Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав» — соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения.
Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более, что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.
До 1810 года остров представлял собой лишь слегка поросший зеленью обломок скалы, на котором гнездились морские птицы, порой находили прибежище рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.
Но все изменилось, когда возле скалистой местности было найдено месторождение угля. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890 году остров за 100 000 иен выкупил японский промышленный концерн Mitsubishi.
Обладая практически неограниченными финансовыми средствами, концерн разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну — в 1898 году. В итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.
Территория острова была искусственно расширена с помощью пустой породы, которая извлекалась из шахт. В итоге площадь Хасимы составила 6,3 га, из которых лишь 60% были пригодными для жизни. Длина острова с запада на восток — 160 метров и 480 метров с севера на юг. Береговая линия имеет протяжённость примерно в 1 км. В 1907 году остров окружили железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию его территории волнами и частыми тайфунами.
Компанией был разработан план для строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем.
К 1916 году на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек. К 30-м годам XX века Пограничный остров стал серьёзным промышленным центром — кроме шахт, там появились военные заводы.
На острове было построено 30 больших корпусов жилых домов, 25 магазинов, школа, два плавательных бассейна, больница, кинотеатр, кафе, клуб для шахтеров, несколько храмов. Все необходимое — продукты, одежду и даже обычную воду завозили с материка.
В 1916 году был сдан в эксплуатацию «Дом Гловера» — семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима, в принципе, стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.
Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути, это было общежитие в современном его понимании.
Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный дом в форме буквы E, насчитывающий 241 квартиру. Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны. В 1944 году Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса под названием «здание №65». Это 9-этажное П-образное здание на 317 квартир — единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.
Рядом с ним находится «перекресток соленых дождей» — одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.
К храму Senpukuji ведет крутой подъем под названием «Лестница в ад». В очень узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.
В период 1943-1945 г.г. на остров привозили пленных китайцев и корейцев для каторжных работ. Многие из них умирали от тяжелых условий труда и и полуголодного существования.
В течение 50 лет остров являлся одним из самых густонаселенных мест на Земле. Население Хасима достигло пика в 1959 году — 5 259 человек на кв. км, при этом плотность населения в жилой зоне достигала фантастического числа в 139 100 человек на кв. км.
В начале 1960-х годов процветающая добыча угля на Хасиме начала приходить в упадок, и в 1974 году корпорация Mitsubishi полностью закрыла шахты. 20 апреля последние жители покинули город, бросив большую часть вещей из-за дороговизны перевозки. И вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.
На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Так японское правительство попыталось обезопасить остров от «чёрных копателей» — предметы быта из мёртвого города становятся объектом охоты коллекционеров. С 2009 года власти страны начали допускать на остров всех желающих — в безопасной части «линкора» был организован специальный пешеходный маршрут.
В 2008 году было предложено включить остров Хасима в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Южнокорейские власти возражали, указывая на страдания, которые претерпели корейские подневольные рабочие во время войны. Оставшимся в живых какие-либо компенсации японского правительства или Mitsubishi не были предусмотрены. Тем не менее, в 2015 году остров Хасима был включён в список Всемирного наследия в составе объекта «Объекты промышленной революции периода Мэйдзи: металлургия, судостроение и угольная промышленность».
Брошенный людьми остров, охраняющий вход в бухту Нагасаки, служит своеобразным монументом истории японского общества.
Свежие комментарии