На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 516 подписчиков

Свежие комментарии

  • Роман Бумин
    Не знаю уж как про всё остальное, но ТЭНС-терапия реально существует и применяется.Запрещенные откры...
  • Александр Савин
    В хронологии маршрутов на Дхаулагири допущены ошибка. Маршрут по Юго-Западному ребру Западной стены был пройден казах...Дхаулагири. Все м...
  • Оллллла Шико
    Есть множество способов содержать волосы в чистоте без шампуня. Некоторые (самые простые) из них применяются до сих п...Волосы длиною в ж...

Православная Англия: самые невероятные парадоксы истории

304

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

В современном мире трудно представить себе более антагонистичные страны, чем Россия и Англия. Регулярные политические конфликты век от века лишь углубляют этот антагонизм. Всячески подчеркиваются культурные различия, в частности различия церквей и традиций.

Однако в русской традиции существует довольно популярное мнение, как бы «присваивающее» отчасти Англию.

Это — история о британском православии, которое якобы имело место до одиннадцатого века, то есть до норманнского нашествия.

Исторический аспект: крещение Англии

В шестом веке в Англии поселились три германских народа: англы, саксы и юты. Они захватили большую часть Британии, кроме небольшого клочка на западе острова, образовали несколько королевств, которые были, как и захватчики, языческими. На тот момент на территории Англии жили исконные кельтские народы. О том, что последние были христианами как минимум до 360 года, свидетельствуют многочисленные найденные артефакты. Даже когда римские легионы покинули Британию, местные жители продолжали поклоняться Христу.

Примечательно, что в Ирландии в это время христианство уже процветало. В то время, как англосаксонские язычники доминировали на большей части острова, на западе Британии местные жители исповедовали христианство. Не без поддержки ирландских миссионеров. Отрезанные от других единоверцев, они терпели изрядные трудности: саксы регулярно опустошали их земли, уничтожали церкви, а прочие христиане на больших церковных соборах выговаривали им насчет того, что кельтская церковь изрядно отличается от римской.

Различия заключались в форме тонзуры, в расчете даты Пасхи, в преобладающей роли монастырей. Но все это никак не служило причинами для раскола.

В конце шестого века папа римский Григорий Великий отправил миссионеров, среди которых был и святой Августин, в Англию. Папа попросил способствовать им франкских правителей и епископов. Миссионеры прибыли к Этельберту, носившему титул верховного короля Британии, и попытались обратить его в христианскую веру. Тот, хоть и принял священников весьма благосклонно, напоив и накормив, менять веру, которой так долго придерживался его народ, поначалу отказался. Зато предоставил им дом в главном из своих городов — Кентербери.

Возможно, это было связано с тем, что его супруга Берта была христианкой. Миссионеры начали свою проповедь. Молились они в церкви Святого Мартина, оставшейся здесь еще со времен римского владычества. В этот храм часто ходила королева Берта.

Как сообщают летописи, христианство быстро завоевывало симпатии кентерберийцев и вскоре сам король Этельберт крестился, «привлеченный чистейшей жизнью святых». Впрочем, крестить принудительно свой народ он по-прежнему не собирался.

Храм Святого Мартина

В 627 году христианство принял король Эдвин. После этого язычников массово крестили в реке Свэйл. Состоялся собор, на котором была определена дата Пасхи: так кельтская церковь растворилась в британской на территории Англии. Но, кстати, не Ирландии: там она сохраняла лидирующие позиции, пока не была захвачена Англией в двенадцатом веке.

Церковь Англии, таким образом, возродившаяся благодаря папе Григорию Великому, поддержала учение первых шести Вселенских соборов и благополучно развивалась. До норманнского нашествия, которое кардинально изменило английскую историю. Произошло оно в 1066 году.

Считается, что напавшие на Англию норманны во главе с Вильгельмом Завоевателем были католиками и поставили точку в английском православии. Так ли это?

Теологический аспект: причина раскола

Раскол между западной (с центром в Риме) и восточной (с центром в Константинополе) церквями произошел в 1054 году. Ключевым вопросом, из-за которого раскололась церковь, считается филиокве. Это мнение католической церкви, согласно которому Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православные же полагают, что Святой Дух исходит только от Отца.

До разрыва церковь придерживалась православной точки зрения. Однако дискуссии, хоть они и не приводили к расколу, поднимались задолго до одиннадцатого века. Адон Венский рассказывает о том, как «в 757 году по Воплощении Господа был собран собор и, между Греками и Римлянами, был обсуждаем вопрос о Троице, и о том, исходит ли Святой Дух, как от Отца, так и от Сына».

При этом главой церкви все это время был римский папа (первым из них считается апостол Петр).

Вот что произошло в 1054 году: конфликт между Константинополем (считавшим, что Святой Дух исходит только от Отца) и Римом (который настаивал на филиокве) зашел слишком далеко. Кроме филиокве, сказались и другие различия, и особенно — политические разногласия между папой римским и патриархом Константинополя.

Имелись и другие нюансы — в тонкостях вероисповедания, а также традициях: например, богослужение в Риме проводили на латыни, а в Константинополе — на греческом; западная традиция настаивала на целибате, а восточная — допускает, что священником может стать женатый человек.

Конфликт дошел до того, что патриарх велел закрыть латинские церкви в Константинополе. Святые Дары выбрасывались из дарохранительниц и топтались ногами. Папа римский прислал в Константинополь кардинала, который вручил отлучительную грамоту восточной церкви. Патриарх Михаил ответил тем же, и так произошел первый в истории церковный раскол.

Что до Англии, то казус в том, что она попросту не успела отреагировать. Норманны подчинили себе страну всего через двенадцать лет после раскола.

Святитель Григорий Великий посылает святого Августина проповедовать на Британских островах

Чисто формально — да, конечно, можно считать Англию православной страной. Формально размежевание произошло в 1054 году, когда был объявлен разрыв. Англия не подчинялась Константинополю административно, но в ереси не была. Однако после норманнского завоевания епископы Англии стали подчиняться римскому папе, т. е. исповедовать латинскую ересь. На православных начались гонения, что и послужило началом эмиграции в Новую Англию. Есть предположение, что монах отец Тук был отшельником — православным иеромонахом,— комментирует «Ридусу» иеромонах Феодорит Сеньчуков.

По умолчанию все страны до раскола считаются православными. Именно потому что основной причиной разрыва был вопрос филиокве: до раскола обе церкви считали, что Святой Дух исходит только от Отца.

«Как и сейчас считают православные и монофизиты, — уточняет отец Феодорит. — Идея филиокве сформировалась задолго до раскола, но была теологуменом — т. е. частным богословским мнением. Тем более что часто она понималась как „исходит от Отца через Сына“ („Пошлю вам Утешителя от Отца“). Периодически это мнение становилось главенствующим в западной церкви. Но раскол зафиксировал его как основную причину расхождения».

Примечательно, что юлианский календарь в Англии был заменен григорианским только в 1752 году. Англичане были крайне недовольны и долго еще именовали «старый стиль» английским, а «новый стиль» — римским!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх