Слышали про самый опасный детский конструктор? Сущей мелочью покажутся подделки из Китая не прошедшие стандартов качества. Вот раньше времена были, в США, дети играли с ураном и ставили ядерные опыты, но обо всё по порядку.
Для того, чтобы понять, как во времена «холодной войны» американцы прививали школьникам любовь к фундаментальным наукам надо ознакомиться с некоторыми детскими игрушками 70-летней давности.
В конце 40-х, начале 50-х годов тема атомной энергетики переживала настоящий бум.
Этим не преминул воспользоваться Альфред Гилберт — основатель компании по производству игрушек «A.C. Gilbert Companу». В 1951 году он выпустил на рынок настоящую портативную атомную лабораторию для детей под названием «U-238 Atomic Energy Lab».
В комплекте с ней шла книга «Prospecting for Uranium» — солидное издание, выпущенное Геологической службой и Комиссией по ядерной энергетике США (в её написании принимал участие также генерал-лейтенант Лесли Гровс, военный руководитель Манхэттенского проекта). Всего при помощи комплекта «юного физика» можно было провести 150 различных экспериментов.
Цена игрушки составляла почти $50, что было довольно дорого. Предназначенный для ознакомления с бывшими тогда внове радиоактивными материалами, набор, включавший в себя настоящую урановую руду, оставался в продаже около года, а затем был отозван производителем.
Комплект поставки:
— Радиометр U-239 – прибор, измеряющий плотность потока частиц и обычно применяющийся для контроля поверхностных загрязнений альфа- и бета- излучающими нуклидами;
— Электроскоп – прибор для индикации наличия электрического заряда, принцип работы которого до сих пор используется в некоторых видах индивидуальных дозиметров;
— Спинтарископ — демонстрационный прибор для визуального наблюдения альфа-частиц;
— Камера Вильсона – для регистрации следов (треков) заряженных частиц;
— Три источника с низким уровнем радиоактивности (альфа-, бета-, и гамма- частиц);
— Четыре образца урановых руд;
— «Ядерная Сфера», использующаяся для визуального построения моделей молекул;
— Книга «Разведывая Уран»;
— «Руководство Гилберта по атомной энергетике»;
— Комикс «Узнай, как Дагвуд разделил атом»;
Интересно, что факт радиоактивности изотопов урана-238 был известен создателям, однако его влияние на здоровье человека, по-видимому, было или не изучено, или ему не придавалось должного внимания. В инструкции по замене радиоактивных материалов (Pb-210, Ru-106, Zn-65) просто указывалось, что со временем они теряют свои свойства и чтобы получить новые, требовалось воспользоваться услугами почты. К набору прилагалась, квитанция — заявка на приобретение радиоактивных веществ для проведения дальнейших испытаний!
Самое поразительное то, что в наборе был Уран-238. В те времена ещё не знали, насколько опасно это вещество для здоровья. Кроме того, производителям даже не приходило в голову, что дети любых возрастов обыкновенно имеют привычку тянуть в рот, что ни попадя!
Наборчик юного атомщика был рассчитан исключительно на мальчиков. Ну, типа, девчёнки-дурёхи и не женского ума это дело. Мария Склодовская — Кюри не в счет. Кстати, если в 1951 году такая игрушка стоила $50, то сегодня цена на неё у коллекционеров доходит до $8000.
Сейчас подобное было бы невозможным, но тогда были другие времена. Времена, когда разница между армиями бывших союзников была не так уж и велика. Ну, разве что, в одной стране на стенах казарм прикнопливали портреты Ленина и Сталина, а в другой полуголых пинап-девушек.
Но в обеих «атомно-развитых» странах солдаты без укрытий наблюдали наземные испытания атомного оружия, чтобы потом доблестно совершить марш-бросок через эпицентр взрыва, как говорится, с полной выкладкой. Правда, в одной из стран такую доблесть не афишировали, а просто кричали в противогаз «ура». По обе стороны планеты царил такой моральный подъём от значимости события, что было вполне естественным бригадному генералу подарить на рождество внуку детскую атомную лабораторию.
После снятия конструктора с продажи Gilbert Companу решила привлечь юных тимуровцев к поиску урановой руды. И не просто так, а за большое вознаграждение. Для этого она выпустила в продажу специальные счётчики Гейгера с контейнерами для проверки образцов руды. По большому счёту, это были такие же счётчики, какие входили в набор «U-238 Atomic Energy Lab».
Для проверки в комплект входила баночка с радиоактивным карнотитом. Если учесть, что в Америке залежи карнотита сосредоточены в Колорадо, где он находится в окаменелой древесине и в песчаниках, а также в штатах Вайоминг, Аризона и Юта, то понятно, что тысячи добровольных юных рудоискателей могли составить достойную конкуренцию одиноким геологам. Правда, история умалчивает, скольких энтузиастов нашла награда.
Надо сказать, что в те года «радиоактивные квесты» со счетчиками Гейгера были популярны у американских детей и промышленность подгоняла соответствующие игрушки. Например, счетчик Гейгера из серии «сделай сам». Паяльник не нужен, все на скрутках. Игра в казаки разбойники по американски: «найди радиоактивную игрушку».
Но игрушки а’ля Gilbert Companу были не первыми ласточками в области «атомных игрушек». В конце 40-х годов рынок порадовал наборчик «История атомной энергии», предлагавший деткам провести серию забавных экспериментов по изучению радиоактивности.
В набор входил «радиоактивный экран» (картонная пластинка с напылённым радием), одна баночка с урановой рудой, одна баночка с обогащённым ураном и спинтарископ, содержащий радий. Прилагающаяся брошюра рассказывала детям, что радий-самый дорогой элемент по цене 25 000 долларов за грамм (цените, детки, игрушку) и предлагала провести ряд экспериментов по засветке фотопластинок радиоактивными элементами.
Но самый знатный наборчик был выпущен В 1959-1960г и назывался – «Atomic Energy Lab».
Это был настоящий конструктор, потому что в наборе не было ни одного готового прибора. Были только комплектующие, из которых и предлагалось собрать приборы для изучения радиоактивности. Из деталей, входящих в набор, можно было собрать спинтарископ, камеру Вильсона и электроскоп. А для проведения занимательных опытов в конструкторе имелись два источника радиоактивного излучения (урановая руда и радий).
Недавно в экспозиции Национального музея Ольстера в Северной Ирландии появилась одна из самых опасных детских игр — набор для юных физиков Gilbert Atomic Energy Lab.
Кстати говоря:
Спинтарископ в начале XX века придумали именно как игрушку «а-ля калейдоскоп». Это потом уже ее приспособили для научных нужд и использовали пока не появился счетчик Гейгера. Демонстрационные камеры Вильсона входили в СССР в оснащение кабинетов физики до начала 70-х.
Это сколько же наборов нужно было купить и расковырять что бы набрать нужную дозу урана?
Вспомним газеты со следами свинца и разбитые градусники — главные угрозы жизни людей в недалекие времена. В начале 80-х резко в сельской местности упала заболеваемость раком анального канала. Как раз заменили газетную краску на бессвинцовую. Для канцерогенного действия радиоактивности нужно не столько количество материала, сколько попадание излучения куда надо.
Для канцерогенного действия радиоактивности нужно не столько количество материала, сколько попадание излучения куда надо — т.е. нужно разобрать спинтарископ, соскрести с иголки радиоактивное напыление и сожрать. Замечу что даже такая сильно радиоактивная штука как соли радия, использовавшиеся в светящихся красках, не дали «взрывных» показателей повышения числа заболевших раком (рак гортани) — а там народ систематически «правил» кисточки языком в течении многих лет. Обнаружили факт повышения числа заболеваний только в рамках проведения спец мероприятий по результатам применения ЯО, когда стали «шерстить» все пр-ва использующие радиоактивные материалы.
Свежие комментарии