Начало карьеры
Александр Иванович Засс родился 23 февраля 1888 года на хуторе в окрестностях Вильно, где работали его родители.
Когда мальчику исполнилось четыре года, многодетная семья переехала в Саранск, где отец Александра устроился приказчиком в богатом княжеском имении. «Мое детство прошло на полях, ибо семья наша была по сути крестьянской, – вспоминал Засс впоследствии. – Еды и питья было вдосталь, и тем не менее нам было необходимо много трудиться за все, что мы имели».Настоящим откровением для маленького Шуры стало посещение бродячего цирка, куда они с отцом однажды отправились после городской ярмарки. Дрессированные животные и воздушные гимнасты потрясли воображение мальчика, но особое впечатление произвело выступление силача, с легкостью подкидывавшего чугунные гири, ломавшего подковы и железные прутья. Юный Александр буквально заболел цирком – стал коллекционировать спортивные журналы, осваивал технику атлетических упражнений, таскал на деревянных палках булыжники разного веса. Природные физические данные Александра отнюдь не были выдающимися. Его рост составлял всего около 168 см, а вес даже на пике карьеры не достигал и 80 кг. Однако он занимался так упорно, что уже вскоре легко крутил «солнце» на турнике, сгибал толстые ветви деревьев, подбрасывал, как перышки, увесистые камни и прослыл самым сильным парнем в округе. Но отец и слышать не хотел о цирковой карьере, считая это несерьезным занятием, и в 1908 году отправил сына в Оренбург осваивать профессию машиниста поезда. Тогда Александр решился на хитрость и втайне от отца устроился на работу не в депо, а туда, куда мечтал – в цирк. Уже вскоре, выступая на цирковых аренах, он произвел большое впечатление на публику своими силовыми номерами. Его коронным номером, неизменно вызывавшим бурные зрительские овации, в тот период стал «баланс с самоваром», когда артист обходил вокруг арены, держа на лбу самовар с раскаленными углями.
Солдатская шинель
Однако столь успешно начавшейся цирковой карьере суждено было резко оборваться – Александра Засса призвали в армию и уже вскоре после этого отправили на фронт Первой мировой войны. По воспоминаниям сослуживцев, Засс и в пехоте, и в кавалерии проявлял чудеса силы и храбрости, совершая рейды в тыл врага. Даже сохранилась легендарная история о том, как он, рискуя жизнью, вынес в ночи с поля боя на собственных плечах своего раненого коня, которого очень любил.
Однако судьба снова резко повернула на вираже: в одном из боев Александру Зассу прострелили обе ноги, и он очнулся уже в плену, в австрийском госпитале. Раны были столь серьезными, что силачу грозила ампутация. Однако австрийские хирурги проявили чудеса профессионализма, и после нескольких операций ноги удалось сохранить. После выздоровления Засс был отправлен в лагерь для военнопленных. Тогда он еще не знал, что на родине побывать ему больше не придется. Категорически не желая мириться с пленом, он предпринял несколько неудачных попыток побега. На третий раз ему даже удалось было сбежать и ненадолго устроиться в цирк Шмидта в городе Капошваре. Но Засса поймали и отправили в одиночную камеру, где ему предстояло отсиживать до конца войны. Чтобы не впасть в хандру и не растратить былые силы, Засс самостоятельно разработал для себя впоследствии обретшую популярность систему изометрических упражнений, не оставляя при этом мыслей о побеге.
Удивительный Самсон
Наконец его дерзкий план осуществился. С четвертой попытки Александр Засс все-таки вырвался на свободу и отправился в Будапешт, где цирком руководил его давний приятель Чай Янош. Благодаря своей системе тренировок, Засс открыл главный секрет успеха – главное укреплять не мышцы, а сухожилия. Это позволило ему оставлять далеко позади даже значительно более мускулистых атлетов. Например, он однажды на спор согнул и разогнул железные прутья тигриной клетки, и никто из соперников не смог повторить за ним этот опасный трюк. Вскоре Янош познакомил Засса с итальянским импресарио Пазолини, который подписал с ним контракт, поставив условие: никто не должен знать его настоящего имени. Так на европейских афишах запестрело имя загадочного Железного, или Удивительного Самсона.
Номера знаменитого циркового артиста были поистине уникальны. Так, например, во время знаменитого номера «чертова кузница» силач ложился на доску с гвоздями, а его ассистенты клали ему на грудь камень в полтонны весом и затем разбивали его на теле артиста кувалдами. Другой не менее знаменитый и опасный номер назывался «человек-снаряд», во время которого из специально сконструированной пушки выпускались 90-килограммовые ядра, которые Железный Самсон ловил руками на противоположной стороне арены. Затем артист еще более усложнил этот трюк, и вместо ядра из пушки стала вылетать девушка. Демонстрируя небывалую силу, Александр Засс носил на плечах подвешенные на вышке платформы, на которых размещалось до двух десятков человек, приподнимал за переднюю часть грузовые автомобили, сдерживал разом двух рвущихся в разные стороны лошадей, пробивал кулаками бетонные плиты и т.д.
Благодаря этим невероятным трюкам, слава Железного Самсона гремела на всю Европу, его портреты печатали первые полосы газет. В СССР же о знаменитом соотечественнике долго не знали – как бывший солдат царской армии, Александр Засс так и не рискнул вернуться в страну победившей революции.
В 66 лет Засс прекратил выступления с силовыми номерами и сосредоточился на дрессировке собак и лошадей, которых любил с детства. В 1962 году, спасая своих питомцев из загоревшегося фургона, 74-летний артист получил серьезный ожог головы и через несколько дней скончался в больнице от сердечного приступа.
Свежие комментарии