Проезжая по России, можно встретить много удивительных названий: откуда, например, в Тверской области деревня Эммаусс, а под Рязанью — Черная Грязь? Что такое Мамыри и за что село в Волгоградской области прозвали Цаца? Раскрываем секреты странных названий.
Цаца (Волгоградская область)
Село Цаца было основано в 1788 году переселенцами из Центральной России.
Однако все версии происхождения его названия имеют калмыцкий след, и это неудивительно — село расположено на северной окраине одного из калмыцких улусов, на берегу озера Цаца.Принято считать, что село унаследовало свое имя от озера, для объяснения происхождения названия которого предложены целых три варианта.
Самый правдоподобный основан на том, что в переводе с калмыцкого «цаца» означает «буддистская часовня», то есть озеро было названо в честь часовни, стоявшей на его берегу. Но у слова «цаца» есть и другой перевод — «руки». С ним связана вторая версия, согласно которой дочь князя, правившего в этих местах задолго до прибытия русских переселенцев, однажды упала в озеро и начала тонуть. Она била по воде руками, люди увидели это и спасли княжескую дочку. В честь чудесного спасения озеро назвали Цаца — то есть Руки. Ну а третья версия самая простая — княжескую дочь звали Цаца, и в честь нее было названо озеро.
Старые Черви (Кемеровская область)
Официальное название села — Старочервово, но Старые Черви прижились настолько прочно, что именно так в просторечии называют и само село, и соответствующую остановку рейсового автобуса.
Происхождение названия Старочервово принято связывать с золотыми приисками Кузнецкого Алатау, на западной окраине которого расположено село. «Червово» — от «червонное», то есть «красное». Червонное золото — это сплав золота с медью, соответствующий самым высоким (от 916-й до 986-й) пробам. Из него раньше изготовляли червонцы и другие монеты.
Некоторые усматривают в названии польский след. Известно, что в эти районы в XIX веке ссылали участников польских восстаний 1830–1831 и 1863–1864 годов. В этой версии вторая часть названия села («червово») связывается не с золотодобычей, а с польским городом Червен, что означает «красивый город» или «город в красивой местности».
А вот откуда взялся вульгаризм Старые Черви, никто точно не знает. Высказывается предположение, что он возник под влиянием двух факторов: как стремление сделать название более удобопроизносимым, даже в ущерб благозвучию, и как отражение условий труда старателей — «как черви копаемся в породе».
Добрые Пчелы (Рязанская область)
Все легенды связывают название деревни с бортничеством, распространенным в этих местах — по соседству есть лес с названием Пасека и село Добрый Сот.
Известно, что село названо по пустоши Добрые Пчелы, первое документальное упоминание которой датируется 1574–1575 годом, а название деревни Добрые Пчелы фигурирует в документах с XVII века.
По местным легендам, на пустоши была естественная пасека, куда монахи находившегося неподалеку Богословского монастыря приезжали собирать мед. В то время основным значением слова «добрый» было «хороший, доброкачественный, самый лучший», а словосочетание «добрые пчелы» означало «хорошие, дающие много меда пчелы».
Другая версия происхождения названия трактует слово «добрый» в его современном смысле. В 1981 году был записан рассказ 80-летней жительницы деревни Добрые Пчелы Агафьи Алексеевны Абашиной о том, что на лето монахи вывозили на пустошь пчел из монастырской пасеки, и мужики, ездившие мимо на базар, боялись останавливаться на пустоши. Они говорили: «У монахов пчелы злые». А сторож отвечал: «Не бойтесь. У нас пчелы добрые».
По мотивам этой легенды местный поэт А. Чижов написал стихотворение.
Встречал хлебосольно усталых людей
Дед-пасечник, добрый, простой и веселый:
— Отпейте медку, заходите смелей,
Мои не кусаются добрые пчелы.
И с этого времени так повелось
Моквá, или 1-я Моквá (Курская область)
Толкователи этого названия сходятся в том, что оно происходит от одноименной речки, на которой с начала XVII века (первое документальное упоминание датировано 1617 годом) стояла деревня, которую называли то Моква, то Маква. Зато относительно происхождения названия реки имеются разногласия.
Одни полагают, что это слово угро-финского происхождения: «ва» означает «вода», «река», а «мак», или «мок», — это характеристика реки или местности, где она протекает. Другие, ссылаясь на «Этимологический словарь русского языка» М.Р. Фасмера, утверждают, что слово «моква» заимствовано из донского и херсонского диалектов и означает «сырость», «мокрый». Объяснение выглядит правдоподобным, поскольку местность там болотистая, с многочисленными ключами.
Интересно, что в мифологии некоторых тибето-бирманских группа Маква — это имя владыки неба, пославшего на землю потоп, а на воровском жаргоне «моква» — это «дождь».
Черная Грязь (Московская область)
Считается, что своим названием эта деревня Солнечногорского района, находящаяся на дороге, связывающей Москву и Санкт-Петербург, обязана небольшой мутной речке — притоку Сходни. А название самой речки объясняют особенностями темной («черной») почвы и общепринятым значением слова «грязь» («размокшая почва», «нечистота», «земля с водой»).
Согласно другой версии имя деревне дала Екатерина II, которая во время поездки из Петербурга в Москву вышла из кареты и испачкала свои светлые башмаки. На их фоне грязь показалась совсем черной, что было отмечено императрицей, и с тех пор деревню стали называть Черная Грязь.
Екатерина действительно бывала в этих местах, особенно после того, как в 1776 году в деревне были построены почтовая станция и путевой дворец. Это была последняя остановка по дороге из Северной столицы в Москву. Здесь останавливались все, следовавшие этим маршрутом. В частности, известно, что на почтовой станции Черная Грязь меняли лошадей Пушкин, Гоголь и Радищев, который увековечил название станции в названии последней главы своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
Единственное, что мешает безоговорочно принять версию про роль императрицы, — наличие других деревень с тем же названием, например в Калужской и Тульской областях, а также легенда о том, что деревня Черная Грязь была и на месте нынешнего Царицына, обязанного своим появлением той же Екатерине II.
Эммаус (Тверская область)
Это библейское название (городок Эммаус упоминается в Книге Маккавеев, Евангелии от Луки и др.) появилось в центральной части России по воле Митрофана Слотвинского — архиепископа Тверского и Кашинского. В 1750 году он занялся восстановлением пришедшего в упадок монастыря, организовал перенос его на возвышенное место и, обнаружив сходство нового расположения монастыря с описанием древнего Эммауса, назвал в его честь монастырь и выросшее вокруг монастыря село.
Сегодня в официальных документах название села чаще пишут с двумя «с», но используется и изначальное название — Эммаус.
Еще один Эммаус существовал до 30-х годов ХХ века в Осетии. Непривычным для Северного Кавказа названием село обязано немецким колонистам, которые в 1887 году поселились здесь с легкой руки главы Осетинского округа А.Ф. Эглау. Суть затеи, по словам ее автора, сводилась к тому, чтобы, наделив колонию правом самоуправления, создать в этой бедной местности «образцовое хозяйство» и «показать окружающему туземному населению улучшенные способы земледелия».
Проект оказался успешным: колонисты построили благоустроенные дома, создали инфраструктуру, разбили сады. Однако в 1905 году самоуправление было упразднено. Во время коллективизации село было переименовано в Раздзог, что в переводе с осетинского означает «идущий впереди», но старое название все еще на слуху.
Мамыри (Московская область)
Странное для этих мест название объясняют две местные легенды, и обе они связывают название Мамыри с любовными историями, в которых фигурируют французы.
По одной версии, «Мамыри» произошли от французского «Ma Marie!» («Моя Мари») — так влюбленный француз, пристроившись у дороги, вызывал на свидания одну из жительниц деревни. Делал он это подолгу и столь часто, что его заунывный крик стал для обитателей этих мест отличительной чертой деревушки, а потом и ее названием.
Героиня второй версии — местная помещица, которая на старости лет воспылала чувствами к молодому французу, вышла за него замуж, а почувствовав, что жить ей осталось недолго, распорядилась передать деревеньку в собственность супругу: «деревню — mon mari такому-то» («деревню — моему мужу такому-то»). Но в дарственной оказалось записано: «деревню Монмари — такому-то», а потом, как это часто бывает, название подправили под более привычное звучание.
Интересно, в Наро-Фоминском районе Московской области есть еще одна деревня с тем же названием. Но удивляться этому не стоит: в России и до, и после нашествия Наполеона хватало и сельских красавиц, и сумасбродных помещиц, и любвеобильных французов.
Дада (Хабаровский край)
Дада — это нанайский поселок, расположенный на берегу Амура на месте древнего поселения, датированного I тысячелетием до н. э., у слияния Гассинского и Халхалинского протоков.
Местоположение и определило название поселка. В переводе с нанайского «да» означает «устье реки, озера, пролива», а «дада» — «у слияния двух протоков».
Радио (Московская область)
Название этого поселка напрямую связано с целью его основания и задачами, которые решали его первые жители.
В начале 30-х годов ХХ века НИИ радио занимался, среди прочего, разработкой приемно-передающей аппаратуры, работающей на метровых волнах. Для испытания этой аппаратуры были смонтированы опытные линии связи.
Поселок Радио стал частью полигона для испытаний радиорелейных линий: сигнал шел из здания почты, расположенной в центре Москвы, на улице Мархлевского, а принимающая антенна была вынесена далеко за город, и вокруг нее был построен поселок, в котором поселили участников испытаний.
Жареные Бугры, Ерофей Павлович, Хохотуй — почему так или иначе назвали населенный пункт?
Пока ученые обосновывают гипотезы, местные жители охотно выдвигают множество своих, противоречащих друг другу версий, подкрепленных неопровержимым аргументом: бабушка рассказывала. Причем в одном аборигены большей части российских деревень сходятся: в названии их малой родины наверняка поучаствовала Екатерина II, в крайнем случае — Петр I.
Ерофей Павлович (Амурская область)
Спросишь: вы откуда? А тебе в ответ: из Ерофей Павловича! Вот и гадай: то ли этот Ерофей — кит какой-нибудь, который глотает всех подряд, то ли перед тобой материализовавшиеся во плоти внутренние голоса этого самого Ерофея.
Дивился такому встреченному на пути чуду и писатель Михаил Пришвин: «Вот уж как удивительно и как интересно, железнодорожная станция названа человеческим именем и даже по имени и отчеству — Ерофей Павлович. Взгляните на сибирскую карту, и вы сами увидите, и на карте будет со всей серьезностью географии — значит, еще чуднее — напечатано: Ерофей Павлович».
Как же не напечатать на карте, если такой поселок городского типа и железнодорожная станция при нем так и называются, единственные в России, по имени-отчеству? Находятся они в Сковородинском районе Амурской области, на Транссибирской магистрали. Поселок возник в 1909 году при строительстве железной дороги, станция стала первым крупным остановочным пунктом области для поездов, идущих на восток. И уж так хотелось вдохновленным этим небывалым размахом железнодорожникам-поселенцам назвать свой рабочий поселок в честь известного землепроходца и удалого казака Ерофея Хабарова, благодаря которому Приамурье в 1650-х годах присоединилось к России! Но оказалось, и город Хабаровск уже есть, и деревня Хабарова, поэтому пришлось просить дозволить именовать именем-отчеством — Ерофей Павлович. Так и повелось.
Хреновое (Воронежская область)
На портале города Воронежа и Воронежской области так и написано: «Малая родина. Хреновое — сердце России». Тут, конечно, многие бы поспорили, но с тем, что село Хреновое — место известное (так и хочется скаламбурить — хоть и хреновое), спорить не приходится. Село было основано в начале XVIII века, когда на реке Битюг шла заготовка корабельного леса для строительства Петром I военного флота, а позже появилось на слуху — после возведения графом Орловым на этих землях конного завода, прославившегося на весь мир орловскими рысаками. В 1950 году был открыт Хреновской музей коневодства, и до сих пор в селе существует школа наездников.
Как ни знаменита стала местность, но у непросвещенного слушателя название вызывает веселье. И мудрено ли? К тому же для полноты картины неподалеку есть хутор Хренище и течет река Хреновчанка. Откуда ж все-таки взялось это название? Все просто.
По берегу реки издавна в изобилии рос дикий хрен, была и своя особенно урожайная «хреновая поляна». Когда в 1650-х годах возле нее возвели укрепленный пункт, то обозначили его в документах как «Хреновский опасный городок», а образовавшееся здесь позднее село, соответственно, назвали Хреновым. Есть, конечно, и другая версия — про императрицу, с удовольствием рассказываемая местными: «Однажды Екатерина II проезжала мимо, а дороги у нас плохие. Она сказала: "Хреновая дорога". Так и пошло».
Марс (Московская область)
Если есть желание попасть прямиком на Марс, далеко ехать не надо, да и ракета не понадобится. Достаточно оказаться в Рузском районе Московской области и воспользоваться подвесным мостом, что в деревне Марково. Перейдя по шатким мосткам через Москву-реку, окажешься прямо на Марсе. Откуда в этих тихих местах взялся космический гость?
Первая волна моды на космос возникла не в 60-е годы, как многие считают, а еще в начале 1920-х, когда создавались первые летательные аппараты, в небо взлетали дирижабли и Циолковский заговорил ни много ни мало о скорой колонизации других планет. Молодежь такие перспективы вдохновляли, и, когда на Москве-реке создавалась красная коммуна, комсомольцы предложили назвать ее в честь Красной планеты Марс. Деревня пережила расцвет, упадок, уже в XXI веке сюда потянулись строители коттеджей и местность стали называть Рузской Швейцарией — словом, все, как и везде, кардинально менялось. Но лет пять назад местным жителям пришла в голову шальная идея — возродить гордое космическое прошлое. Найти на свалке истории какую-нибудь старую ракету, построить свой космодром с детскими аттракционами, гостиницу, ресторан, где каждый почувствует себя космонавтом, когда ему подадут заказанное блюдо в тюбике. Места здесь красивые, туристы валом повалят... Идеей активисты поделились с местной администрацией, те вроде бы поддержали, на том дело и закончилось — как у Циолковского с колонизацией планет.
Населенные пункты с гордым именем Марс есть также в Нижегородской, Калужской, Воронежской, Кировской, Курганской, Орловской, Ростовской областях. В Псковской области есть деревня Солнце, в Смоленской — Луна, в Башкирии — Юпитер, а в Белоруссии — Венера.
Хохотуй (Забайкальский край)
Село Хохотуй (с ударением на «у») стоит на реке Дуралей. Обхохочешься! А тут еще рядом река Хохотуй, железнодорожная станция Хохотуй и целое Хохотуйское сельское поселение. Но жители Забайкальского края ничего смешного в этом факте не находят.
Поселение возникло в 1899 году при строительстве Транссиба. Жители специализировались на заготовке леса, которую вели вручную, вывозили лес с помощью лошадей волоком или сплавляли по реке. Тогда и появился лесопильный завод, обслуживавший железную дорогу, на базе которого позже возник Хохотуйский лестранхоз — вполне серьезное предприятие. Но откуда ж все-таки взялся Хохотуй?
Есть несколько версий. Возможно, название села пошло от старо-бурятского «хогот», что означает «береза». Не исключено также, что и от «хохтотуй» — «место, где проходит дорога». Близок по звучанию и старо-бурятский «хухутуй» — «синяя гора». В общем, можно выбрать по вкусу: есть здесь и дорога, и живописные березовые заросли, и гора, вся этими березами поросшая. При определенном освещении ее вполне можно счесть за Синюю гору. Кстати, местные ее называют Веселой горкой, так что что-то хохотуйское все-таки в селе имеется.
Выдропужск (Тверская область)
Выдропужск если и известен, то скорее как имя нарицательное и герой анекдотов — наряду с Бобруйском, Крыжополем и Урюпинском. Между тем это самое настоящее село в Тверской области, расположенное на трассе Москва — Санкт-Петербург. Через поселение протекает речка Тверца, через которую, в свою очередь, что интересно, перекинуто сразу три моста: один на высоких сваях мост автомагистрали и два поменьше. Возникло село между Москвой и Новгородом, принадлежало Валдайскому Иверскому монастырю — правда, впервые в документах упоминается в XVI веке как Выдробожск.
Самая простая версия происхождения названия — здесь обитали выдры. Это подтверждает и словарь Даля: «Выдропуск — место, где водятся выдры». Просто тихо водятся, без всякого испуга. Но поскольку в Тверской области и особенно вблизи «государевой дороги» меж двух столиц любой житель расскажет о Екатерине II с таким знанием дела, как будто она его близкая родственница, без истории об императрице и тут не обошлось. Мол, гуляло Ее Величество по берегу Тверцы и спугнуло выдру — казалось бы, пустяк! Но в честь сей знаменательной встречи — выдры и царицы — порешили немедленно переименовать Выдробожск в Выдропужск. Впрочем, другая часть местных жителей утверждает, что выдр у них отродясь не водилось — одни бобры, а Екатерина просто увидела пьяного ямщика и велела его «выдрать пуще».
Жареные Бугры (Самарская область)
Есть в Самарской области, в излучине Волги, на Самарской Луке, село Жареный Бугор. Пришлым может показаться: странное название! А для тех, кто живет на Волге, — самое привычное, там этих Бугров как грязи. Ну уж по берегам от Ярославля до Астрахани с десяток наберется точно, потому что «жареный бугор» означает не что иное, как «высокий, крутой берег» (от тюркского слова «джар»).
С «буграми» связан старый обычай. В те далекие времена, когда главной движущей силой речного судоходства были бурлаки, на этих самых обрывистых берегах происходило посвящение новичков в профессию. Владимир Гиляровский в книге «Мои скитания» описывал такой происходящий в Костромской области на берегу Волги «прием» в бурлаки. Новичок должен был взбежать по крутому склону сквозь строй бывалых бурлаков, которые в это время «жарили» его по спине мешками, набитыми травой. Если ему все-таки удавалось взобраться на холм — считалось, что испытание пройдено.
Вабли, Вобля, Убля (Курская и Московская области)
В Курской области с Ваблями все хорошо: есть деревни Верхняя и Нижняя Вабля, село Вабля и речка Вабля. Жизнь там не то чтобы бьет ключом, но существует. По сведениям пятилетней давности, в селе Вабля, например, проживало чуть более полутора сотен человек. Но есть и более свежая информация. Всем, кто проявил патриотизм и до сих пор не покинул родную деревню, месяц назад провели газ. По случаю ввода в эксплуатацию газопровода даже губернатор приехал, так что был и на ваблинской улице праздник. Но мы о названии.
Слово, ставшее названием села, деревень и реки, к ругательствам никоим образом не относится. «Вабило» — это манок; «вабить» — означает «подзывать», «приманивать»; «вабель» — охотник, приманивающий дичь.
А вот с названием речки Убля, также текущей в Курской области, уже без Екатерины II не обошлось. То ли мостки под каретой проломились, то ли ветром шляпу сдуло, но произнесла, мол, императрица в сердцах: «У б…!» — что и дало имя водному потоку. (Аналогичный случай, утверждают, был в Луховицах Московской области, когда Петр I зачерпнул ботфортом воды из нынешней речки Вобля). Есть и прозаическое объяснение. На древнеславянском «убл» — «белый», убля — «белая река».
Свежие комментарии