Суеверия на Руси: Какие предметы и почему категорически запрещалось выбрасывать
Волосы и ногти
Сегодня, делая маникюр или подстригаясь в парикмахерской, люди вряд ли задумываются о том, что будет с их волосами и ногтями. А в древней Руси к этому относились очень серьезно. Считалось, что ногти и волосы колдуны могут использовать для проведения своих зловещих ритуалов - приворотов и порчи.Фото конца XIX века. Крестьянским девушкам было не до маникюра.
Способов было несколько. Первый вариант - спрятать дома, но так, чтобы никто не нашел. Второй вариант - закопать в землю как можно глубже. Третий - сжечь на костре, и последний - пустить по проточной воде. Сегодня некоторые так и делают, спуская в унитаз волосы, собранные с расчески, или обрезки ногтей.
Хлеб – всему голова
У славянских народов к хлебу относились как к самому почитаемому продукту. Его подносили жениху и невесте, им встречали гостей. Несмотря на усилия, затрачиваемые при изготовлении, в православии хлеб считался божественным даром, поэтому отношение к нему всегда было трепетным.Хлеб - всему голова, так говорили и будут говорить в России./Фото: knowrealty.ru
Черствый хлеб замачивали в воде или молоке, чтобы его можно было съесть. Заплесневелый отдавали скотине и домашней птице. Если образовывался избыток хлеба, его раздавали бедным.
Из глубины веков идет традиция делать сухари из хлеба. Его сушили на русской печи, на солнце, делали как маленькие сухарики в виде кубиков, так и обычные, в виде ломтя.
Предметы, относящиеся к религии
Религиозные предметы на Руси не выбрасывались никогда. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались иконы и нательные кресты, религиозные книги. Их хранили, берегли и использовали до тех пор, пока они не развалились в буквальном смысле слова. Старинные иконы, потемневшие так, что лика не видно, считались главным достоянием дома.Иконы на стене в красном углу избы. Старинное фото.
Вещи, принадлежащие умершим людям
К вещам покойных относились очень трепетно. Считалось, что душа не сразу уходит на небеса, а еще сорок дней мечется, хочет вернуться в тело, скорбит и страдает. Поэтому те, кто жил в доме почившего, после трагического события не должны были трогать одежду, посуду и другие вещи умершего до тех пор, пока сорокадневный срок не заканчивался. После этого душа должна была обрести покой и отправиться в ад или рай. Люди, которые пренебрегали этими правилами, по старинным поверьям могли пойти вслед за покойным. Говорили, что усопший может «утянуть» нарушителей за собой на небо. Конечно, такая перспектива мало кого прельщала.Похороны. Старое фото.
Лоскутки, и что говорил Домострой по этому поводу
Кусочки ткани всегда находили свое применение в хозяйстве. Лоскуты не выбрасывались, а использовались для отделки одежды, пошива одеял и свивальников, кукольных нарядов и самих кукол, заплаток и так далее. Если перечитать отдельные главы Домостроя, то можно найти там советы по сортировке тканей в соответствии с их мягкостью и цветом. Текстильные вещи использовали до физического износа, некоторые, стершиеся, переделывали в детскую одежду - за счёт своей мягкости они очень хорошо подходили для этих целей. Пришедший в полную негодность текстиль применялся для уборки избы.Сегодня лоскутные одеяла делают не в целях экономии, а просто для красоты.
Просто мусор - что с ним делали
С древних времён пришло выражение «сор из избы не выносят». Сегодня его применяют, когда хотят донести мысль, что домашние неурядицы не стоит выставлять на всеобщее обозрение. Раньше же оно не имело такого глубокого смысла и означало лишь то, что имеющийся в избе мусор просто-напросто сжигался в печи, согревая и даря уют.Лавка старьевщика. Фото начала XX века.
Свежие комментарии