На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 516 подписчиков

Свежие комментарии

  • Роман Бумин
    Не знаю уж как про всё остальное, но ТЭНС-терапия реально существует и применяется.Запрещенные откры...
  • Александр Савин
    В хронологии маршрутов на Дхаулагири допущены ошибка. Маршрут по Юго-Западному ребру Западной стены был пройден казах...Дхаулагири. Все м...
  • Оллллла Шико
    Есть множество способов содержать волосы в чистоте без шампуня. Некоторые (самые простые) из них применяются до сих п...Волосы длиною в ж...

Во что верят современные язычники

Драма славянских неоязычников в том, что не осталось никаких достоверных сведений о вере их предков. Но их это не останавливает.

304

Группа людей в пестрых этнических одеждах собирается вокруг кучи сухих веток. «Когда мы обращаемся к богам, мы поднимаем руки к небу, но не потому, что боги живут на небе.

Боги живут внутри нас», - говорит один из волхвов, молодой человек с редкой бородкой и светлыми волосами, одетый в самодельную рубашку с символами солнца. – «Мы стоим на Матери-Земле и обращаемся к Отцу-Небу, и мы указываем, от сердца к солнцу воздымая длань, показываем наш путь…» – речь волхва сопровождается «римским салютом» Все это – часть неоязыческого праздника, организованного современными русскими. «Слава Сварожичу, Богу Огня!» –восклицает другой волхв, и все повторяют: «Слава!». Кто-то бьет по кожаному барабану, а кто-то перебирает струны на гитаре. Куча веток в центре круга превращается в костер. Этот ритуал  посвящен богам огня (Сварожич) и Солнца (Ярило), но все обряды, слова и одеяния придуманы самими верующими. Имеет ли современное русское язычество исторические корни или это просто модное увлечение?

 
Драма славянских неоязычников в том, что не осталось никаких достоверных сведений о вере их предков. Но это их не останавливает (c) Андрей Александров/Sputnik
Драма славянских неоязычников в том, что не осталось никаких достоверных сведений о вере их предков. Но это их не останавливает (c) Андрей Александров/Sputnik

Избранные

Сейчас в России существует 10 официальных языческих религиозных организаций. Численность верующих-язычников в таких регионах, как Алтай, Якутия и Республика Тыва высока – более 13%. Но в основном это местные шаманские культы, не связанные со славянским язычеством. В центральных регионах язычество нельзя назвать популярным: численность зарегистрированных язычников – обычно не более 1,5%, в некоторых областях их нет вовсе.

В России славянское неоязычество стало появляться в 1980-х годах. Первые «гуру» этого движения, такие, как волхв Велемудр (Алексей Наговицын) или волхв Велеслав (Илья Черкасов), вместе начали справлять древние славянские праздники, такие, как Масленица, летнее солнцестояние и Иван Купала.

Последователи славянского неоязычества называют себя родноверами. Их первая официальная религиозная организация была зарегистрирована в 1994 году. В настоящее время одна из самых влиятельных общин у родноверов называется «Союз славянских общин славянской родной веры» (ССО СРВ). Она была основана в 1997 году и в настоящее время включает несколько местных неоязыческих групп по всей России, в основном в центральном регионе.

Но, кроме родноверов, есть и другие люди, которые также разделяют взгляды неоязычников и пытаются им подражать. Группа VK «Славяне. Язычество. Русь», насчитывает около 250 тысяч человек подписчиков. Страница в основном посвящена древнему славянскому фэндому – постам о мистических верованиях, славянски принципах жизни и мотивирующим картинкам. Елизавета Орлова, официальный администратор этого сообщества, называет себя верующей-язычницей, но говорит, что в основном она исповедует свою веру в одиночку: «Каждый день я не совершаю обряды из за отсутствия единомышленников, и вообще считаю что каждый день это излишне, периодически делаю наполнение сил стихиями и так же использую руны в некоторых целях», – говорит Елизавета.

Память рода

 
Владимир Коваль, историк, археолог (c) stupinomuseum.ru
Владимир Коваль, историк, археолог (c) stupinomuseum.ru

Какие  же источники использовали неоязычники для воссоздания верований и обрядов, которые они практикуют? Владимир Коваль, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии средневековья Института археологии РАН, подтверждает, что единственным источником, рассказывающим нам о дохристианском славянском язычестве, являются летописи. «Археологические данные о язычестве либо отсутствуют, либо спорны. Более всего известно о погребальных обрядах (кремациях), но даже тут все очень неоднозначно», – утверждает Владимир Коваль. – «Восточное славянство до 988 г. безусловно было языческим, однако оно не оставило грандиозных памятников типа Стоунхенджа». В чем же проблема с летописями? Дело в том, что они были созданы спустя несколько сотен лет после принятия христианства и написаны в православных монастырях, поэтому вся информация в них передана предвзято.

На вопрос об отсутствии исторических источников Елизавета даже не повела бровью: «Данных действительно очень мало, но в людях присутствует родовая память и некоторые люди вспоминают некоторые вещи, да и иногда подсказывают силы, которые выше нас, богами я их называть не рискну».

 
Збручский идол. (c) Виктор Онищенко/Legion Media
Збручский идол. (c) Виктор Онищенко/Legion Media

Но существовали ли вообще славянские боги? Мы знаем, по крайней мере, одного из них, Перуна-громовержца, но ни одно из его святилищ еще не было обнаружено. До недавнего времени «Збручский идол», каменная скульптура, изображающая четырех славянских богов, был самым известным археологическим открытием, связанным со славянским язычеством, но в 2011 году украинские историки Алексей Комар и Наталья Хамайко предоставили убедительные доказательства того, что скульптура  является подделкой 19-го века. Изучение состава камня показало, что он намного моложе 10 века, к которому должен был принадлежать.

Оскверненные святилища

 
(c) Меснянкин/Sputnik

Русская Православная Церковь категорически против славянского неоязычества. Бывший Патриарх Московский Алексий II осудил язычество в 2004 году, сравнив его с терроризмом. В 2014 году Патриарх Московский  и Всея Руси Кирилл назвал попытки воссоздать псевдорусские языческие верования» «болезненными и опасными».

Известно, что христиане, или люди, которые соотносят себя с ними, иногда оскверняют святилища, созданные неоязычниками. Елизавета упоминала, что какие-то люди нарисовали граффити на Синем Камне, который язычники считают священным. В 2017 году были уничтожены деревянные идолы в лесном массиве парка Царицыно в Москве – неизвестные сожгли их и раскололи топором. Тогда местные верующие-язычники создали группу в социальной сети, которая поддержала возведение и защиту новых статуй идолов. «Данное капище не является собственностью какой-либо общины!» – говорится на официальной странице святилища. «Это народное капище, куда каждый может смело приходить с добрыми намерениями!»

Мы никоим образом не умаляем значения убеждений, которые используют неоязычники, но считаем, что эти системы убеждений можно легко сравнить с изобретенными культами нового времени, такими как «Викка» или другие альтернативные духовные культы.

Никита, часто бывавший на неоязыческих праздниках, говорит, что подобные святилища могут быть использованы для воссоздания «жертвоприношений»: «Так как общепринятого перечня молитв, заклинаний или прочего нет, то люди, как правило, говорят некую речь, обращенную к Родным местам, Родной Земле, а также к ближайшим природным объектам – если это пригород, то обязательно найдётся некое место, где когда-то предки что-то делали, если город, то обязательно найдётся место которое что-то помнит.  Вероятнее всего, всё это выдумывает сам автор текста. Так как сказанное отражает вкусовые и мировоззренческие идеалы собравшихся, то из присутствующих никто не против.. После этого проводится некий обряд, в зависимости от того, кому именно поклоняется данный волхв. Обычно, берётся мясо из магазина и ритуальным ножом разделывается и или съедается или закапывается в землю, аналогично с другими продуктами. Всё это дар богам».

Некоторые неоязыческие организации официально запрещены в России, и не по религиозным соображениям. «Эти люди часто яростно настроены против правительства. Многие из них негативно относятся к современной России, они думают, что страну захватили евреи, что необходимо построить российское национальное государство и так далее», – говорит Никита. Православная церковь, по их мнению, также чужда россиянам. Неоязычники высокомерно отстраняются от всех других «русских». Если говорить о людях, которые относят себя к правым, и об их идеологии, Елизавета отмечает, что «многие люди отстраняются от семьи и друзей, поэтому принятие язычества не останется незамеченным. Около 50 процентов членов нашей общины являются людьми правых взглядом. И с этим есть проблемы, потому что иногда нас сравнивают с Третьим рейхом!».

 
Шкловский идол, одна из подлинных находок славянского языческого периода. Он значительно менее детализирован, чем Збручский идол (c) histmuseum.by
Шкловский идол, одна из подлинных находок славянского языческого периода. Он значительно менее детализирован, чем Збручский идол (c) histmuseum.by

Маловероятно, что древние славянские языческие верования могли быть связаны с идеей расового превосходства – эти верования родились на традиционно многонациональной территории современной Украины, (именно там находится большинство археологических находок, связанных с язычеством). Но, как говорит археолог Владимир Коваль, сейчас в любом случае настало время пересмотреть наши знания о русском прошлом: «Сегодня археология России находится на этапе трудной переоценки старых ("романтических" или, проще сказать "фантазийных") представлений о язычестве, в поиске понимания чрезвычайно сложного процесса освоения православных ценностей языческим сообществом, сохранения в уже православных общинах громадного числа остатков язычества. Этот поиск пока не привел к созданию какой-то стройной концепции, однако уже ясно, что прежние схемы были именно схемами, т.е. далекими от реалий эмоциональными конструктами, которые уже невозможно воспринимать как строго научные построения.

Скажу еще откровеннее: советские археологи отдавали предпочтение не фактам (коих было мало), а гипотезам, основанным на их домыслах. Но я не стал бы делать отсюда поспешный вывод о ненаучности наших предшественников. Этот  путь прошла не только советская археология, но и археология Европы, Америки. Это закономерный этап научного познания». 

ГЕОРГИЙ МАНАЕВ

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх