На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 549 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валера Морозов
    Самые светлые воспоминания!Почему Брежнев хо...
  • Сергей Дмитриев
    "Вы в приличном шалмане или где?" (С) Зачем же придираться к очепяткам поущать, как писать по-ленински? Надо-ть копат...Тайный бизнес Ильича
  • Александр Дубков
    мудак вы батенька,вы сначала научитесь писать и читать,это будет по ЛенинскиТайный бизнес Ильича

Эльбрус. Спасибо, что живой

3043090

Так выглядит ледник Эльбруса с глубины 40 метров под поверхностью. Мой друг (ученый-гляциолог) никогда еще так близко не знакомился с объектом своего исследования. Признаться, столь тесного контакта он никогда бы и не пожелал. Но заставила другая работа. Работа горного гида.

Вовремя остановиться

Незадолго до этого случая мы обсуждали с Ахматом по телефону вопросы продвижения обновленного сайта отеля Пик Европы. Расстраивались немного, что совсем не хватает времени развивать проект Мой Эльбрус. «Ну ничего,» — сказал Ахмат, — «Вот женщину с двумя детьми отведу на гору Эльбрус и на этом сезон восхождений закроем».

Рассвет

Не закрыл. Ахмат относится к тем гидами, которым поручают самых сложных клиентов. На его странице ВКонтакте вы сможете найти множество удивительных историй: мисс Ленингадской области, очаровательная женщина 65 лет, мужчина из Чехии на костылях. Больше всего меня поразил когда-то рассказ про Ивана Швец. Всё это клиенты Ахмата Керимова. ВКонтакте (как и в телефонах у многих туристов) он известен под именем Эльбрус Ахмат.

На этот раз он вел троих москвичей. Стоял октябрь. Сезон закрыт. Но Ахмат всегда помогает тем, кто по каким-либо причинам не смог взойти на Эльбрус в составе основных групп. И ребят этих тоже взял, не смотря на то, что больше в этом году ходить высоко в горы уже не собирался.

Восхождение на Эльбрус — не прогулка по парку. Требуется предварительная подготовка и акклиматизация. В тот день Ахмат с ребятами шёл не на вершину. Это был простой акклиматизационный выход до отметки в 4100. Уже спускались вниз. Погода портилась. Но дорогу Ахмат знал точно. Знал он и о том, что из-за сильного таяния ледника на основном маршруте появились трещины. Поэтому шёл с щупом. Ледовый мост через расселину, образовавшуюся недалеко от Приюта 11, палке не поддался. А вот Ахмата не удержал.

Связки

У каждого горного гида существует набор своих «фишек» основанных на собственном опыте. Ахмат вырос в Приэльбрусье, частенько бывал на Эльбрусе по вопросам гляциологических исследований и много водил людей в горы. Опыта у него было предостаточно. А вот особых «фишек» я за ним не замечала.

Ахмат на Эльбрусе

Ахмат на Эльбрусе

Как-то в разговоре мы с ним случайно задели тему связок. Мол, сколько метров веревки должно быть между людьми. Он тогда мне рассказал, что когда ведет людей на Эльбрус, связки не делает. Мол видел сам, как один споткнулся, а погибли четверо. Потому что были связаны и никто не смог зарубиться. Да даже если б смог, то шансов у него удержать троих было минимум.

Признаться, в этом вопросе я с ним полностью солидарна. Так получилось, что в школу горной подготовки я ходила не два, а три зимних сезона. В первый год пришла в середине и на следующий снова отправилась в НТП (начальная туристическая подготовка). Как только в регионе выпадало достаточное количество снега у нас были занятия по удержанию на склоне. Признаться, нормально зарубаться за это время я так и не научилась. Инструкторы говорили, что при падении у человека есть 3 секунды чтобы сделать все правильно и остановиться. А дальше скорость падения уже слишком большая и шансов уже почти нет.

При восхождении на Эльбрус занятия по зарубанию и правильному хождению в кошках проводятся только ОДИН раз. Делается это все весело и задорно. Все приехали отдыхать, а не умирать. Я много видела фотографий с таких вот занятий в день перед восхождением. Народ, конечно, держал себя на пологом склоне. Но по положению тел относительно ледорубов я понимала, что в реальной ситуации они не зарубятся. А если зарубятся, то не удержаться. Только один человек из увиденных мной на снимках зарубился правильно.

Зарубание. Гора Эльбрус

Занятия по удержанию на склоне. Склон горы Эльбрус

При таких раскладах ставить людей в связки, все равно, что формировать бригады смертников. Конечно, ситуации бывают разные. Если связка достаточно большая, то, возможно, она более устойчива даже при наличии в ней подавляющего большинства неопытных людей. Но на этот раз людей было четверо. Из них только один знал что и как делать в критической ситуации. И знания эти были отнюдь не теоретические. Слава Богу, что во время этого акклиматизационного выхода участники не были связаны веревкой.

40 метров льда до уровня «жизнь»

Мой друг пришел в себя спустя час после того как оказался в ледовом плену. Долго не мог понять что произошло и где он находится. Каким-то невероятным образом Ахмат растерял все вещи: рюкзак с кошками и веревкой, верхнюю куртку, шапку и даже балаклаву. Он оказался зажат в огромной морозильной камере между двух глыб льда почти без теплой одежды.

Сотовый телефон носят поближе к телу чтобы батарея не разряжалась на морозе и аппарат работал стабильно. Мобильник Ахмата был в кармане внутренней куртки. На Эльбрусе стабильнее всего работает Мегафон. Так, на седловине между двумя вершинами, именно благодаря сим-карте этого оператора можно связаться с домом. С его же помощью можно, говорят, дозвониться и с вершины. Но очень дорого так как определяется, обычно, грузинская сеть и включается роуминг. Однако, на высоте 4000 метров над уровнем моря и глубине в 40 метров под поверхностью ледника никакого Мегафона не было. Зато был Билайн!

Трещина в леднике Эльбрус

Трещина в леднике Эльбрус. Вид с глубины 40 метров

С помощью Балайна Ахмат сумел дозвониться до спасателей. Спасатели Ахмата не слышали. Бог их знает, что там у них за оператор. Тогда Ахмат написал короткое сообщение о том, что попал в трещину и, что наверху остались люди. Он разослал эти сообщения всем, кому смог.

Я звонила Ахмату в 15:54 на мегафоновский номер. Система равнодушно сказала мне что абонент временно недоступен. Я очень хорошо помню свои слова в тот момент: «Ахмат в горах. Как спустится, спрошу.» Вопросы к Ахамату у меня возникают периодически. Но дозвониться до него, порою, сложно даже для близких родственников. В тот момент я не могла знать, что отсутствие связи вызвано именно тем, что он в горах. Как не могла знать и то, что он вернется. Но сомнений ни в том, ни в другом у меня не возникало. В тот же вечер в 22:35 предупредительный Мегафон прислал мне сообщение о том, что телефон Ахмата снова в сети и я могу с ним связаться. Знать бы мне тогда, что происходило с ним на протяжении этих нескольких часов, которые были в промежутке между моим звонком и СМСкой от Мегафона… Была б уже натуральной блондинкой с ровным платиновым цветом волос. Даже представить боюсь, что пережила супруга Ахмата — Земфира. Она-то получила сообщение из толщи льда и знала что происходит.

Не сумев связаться со спасателями Ахамт смог поговорить со своим другом Зауром Жапуевым. Заур руководит подразделением компании Евросеть в КБР. Он в рекордно короткие сроки узнал у компании Билайн в каком месте определяется телефон Ахмата Керимова. Но Билайн давал не очень точные данные. Тогда Заур Жапуев приложил все усилия чтобы получить более точные координаты у спецслужб. Самая главная часть этой истории заключается в том, через 40 минут после звонка Ахмата Зауру были найдены и спасены трое туристов.

Заблудившиеся в тумане

Когда я разговаривала с Ахматом по телефону сразу после трагедии, он недоумевал: «Ребята ушли. Они, почему-то, пытались найти помощь через 01. Хотя инструктаж уже прошли.» Инструктаж наверняка был. Я в этом не сомневаюсь. Ходила с Ахматом по разным местам в Кабардино-Балкарии. Он всегда предупредителен, знает об опасности и говорит об этом. Но говорит с улыбкой. Когда мы шли к водопаду Девичьи Косы Ахмат показывал на один из камней над нами и с улыбкой рассказывал как вниз могут спустить два наших холодных трупа. Дорога к Девичьим Косам накатана. По ней машины ездят. Выше обсерватория. Но горная порода в этих местах настолько нестабильна, что часто осыпается. Недаром путь пролегает мимо так называемых «Волчьих врат». Мнимая легкость пути и улыбка Ахмата порождают иллюзию безопасности. На следующей год после нашей с Ахматом прогулки у Девичьих Кос сорвался и разбился насмерть один из горных гидов. Ни опыт, ни знания не помогли ему.

Так было, вероятно, и с ребятами. Никто из них всерьез не отнесся к инструктажу и уж, конечно, никто не записал телефонов, по которым нужно звонить в случае экстренной ситуации. Когда Ахмат упал в трещину они просто пошли вниз. Это было их роковой ошибкой, потому что они немедленно заблудились. И, если бы Ахмат не выжил, не нашел телефон, не поймал волшебный (дай Бог здоровья тем, кто монтировал сеть) Билайн, они бы не вернулись с этой горы также как и он. Но все закончилось благополучно.

Сколько живут в морозилке?

Туристы не знали где Ахмат. На месте его падения они не оставили ни человека, ни предмета. Когда Ахмат рухнул вниз они плохо понимали где находятся и ровным счетом не могли ничего сказать спасателям. Из-за этого операция по спасению достаточно сильно затянулась.

Точные координаты получить удалось все же не сразу. Но весть о спасательной операции на Эльбрусе быстро облетела горных гидов и профессиональных туристов, находившихся в то время на горе. Ахмата знали многие. Десятки людей отправились на поиски провалившегося в трещину горного гида. Но найти никто не мог. Тем временем погода на Эльбрусе испортилась. Мела метель и спускалась ночь.

Снег снова присыпал трещину, в которой находился Ахмат. С поверхности её было совсем не видно. Кроме того, окончательно пропала связь. По закону спасательные операции прекращаются после 19:00. Но на этот раз предписанием пренебрегли. Хотелось бы, чтобы все нарушения были только во имя человеческой жизни. Конечно, поражают человеческие качества МЧСовцев. Они ведь должны были уйти. Но остались.

Очередная счастливая случайность послужила одной из причин того, что Ахмат все ещё жив. Ратрак проехал по трещине. Кусок льда со снегом откололся и осыпался вниз. Осыпь задела Ахмата, хотя тот пытался уворачиваться. Но внимание на эту травму он не обратил. Важным было то, что на верху вновь появился просвет сквозь которые в трещину проникли спасительные волны сотовой связи. Ахамат собрал все силы и попытался максимально быстро дозвониться до спасателей. Слава всем Богам и Хранителям на свете, ему это удалось. Спасатели его слышали и поняли, что ратрак только что проехал прямо над тем, кого искал. Машину развернули.

Найти и достать — не одно и тоже. Ребятам пришлось изрядно повозиться. Трещина оказалась с полочкой. Как туда провалился Ахмат — мало понятно. Еще менее поддается объяснению тот факт, что он при этом не разбился. Но в тот момент об этом никто не думал. Большой проблемой было то, что веревка спасателей ложилась на эту «полочку» и никак не могла достать до Ахмата. Уже стояла глубокая ночь. Метель разыгралась не на шутку. На Эльбрусе довольно холодно.

В конце концов один из смельчаков спустился в трещину на злополучную полочку и сбросил-таки Ахмату веревку. Зовут этого героя Азнур Хаджиев. Непослушными, скованными долгим пребыванием на морозе руками, Ахмат обвязал вокруг себя спасительную «нить». Путь на верх, который он проделал при помощи спасателей, нельзя назвать легким. Пока тащили, изрядно побили. Но это были уже такие мелочи. Ребятам наверху тоже ведь было очень нелегко. Спасибо им за то, что не сдались, искали даже ночью, нашли и достали.

В общей сложности Ахмат провел в трещине порядка 6 часов и уже начал отключаться. Сложно даже представить, что человек мог упасть на 40 метров вниз и не разбиться. А потом еще провести 6 часов в узкой расселине, зажатым почти вплотную между двумя огромными глыбами льда и не замерзнуть насмерть.

Выживший в трещине на Эльбрусе

Итого в этой истории мы имеем одну трагическую случайность и целый вагон счастливых, при помощи которых удалось выйти из ситуации с не очень большими потерями.

Ахмат получил черепно-мозговую травму, перелом ключицы, трещины в нескольких позвонках и какое-то смещение. Ушибы и ссадины считать не будем.

Происшествие сильно повлияло на мысли Ахмата о горах и о жизни. По всем его представлением место, где он чуть не расстался с жизнью, было полностью безопасным.

Сейчас все спрашивают Ахмата, будет ли он еще ходить в горы и водить людей на Эльбрус. Он отвечает, что пока не знает. Но, как мне кажется, он уже все решил.

В этой истории есть одно, почти мистическое совпадение. В той трещине осталось лежать все, что нужно альпинисту. Совершенно все снаряжение, включая теплые вещи, непонятным образом слетевшие с него во время падения, веревка, рюкзак с кошками и т.п. Гора говорит с людьми на том языке, который ей доступен. Гору, обычно, не переспрашивают.

Картина дня

наверх