На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 555 подписчиков

Свежие комментарии

  • Antanas
    Преступники умнее расследоватилей.Четыре серийных м...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Сказка про белого бычка.Что б это подтвердить надо повторить эксперимент.Через меня то же проходит луч от черных дыр ...Пострадал ради на...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Если ему так не нравится эти 10 пунктов что он забыл там 10 лет и "наши девушки" такие же еврейки как и он, велком в ...10 фактов, которы...

Экстрим по-русски

О том, как переночевать в палатке в тридцатиградусный мороз и не заболеть, о медитации длиной в месяц, о любви к Карелии и о том, можно ли открыть мир, работая в офисе, мы поговорили с путешественником и профессиональным фотографом Иваном Дементиевским.

— Иван, тебя, кажется, хлебом не корми, а дай условия поэкстремальнее: если горы, то самые высокие, если морозы — то не ниже тридцати.

— О мире я рассказываю через фотографии, поэтому для меня всегда важна визуализация, а условия — это уж как повезет. Например, однажды мы с другом решили отправиться на зимние каникулы в Таганай. Новый год встретили в поезде Москва — Караганда, а второго января, когда вышли из вагона, на улице было около минус двадцати пяти градусов. До таганайских туристических домиков мы в тот день дойти не успели (начало быстро темнеть), поэтому палатку пришлось ставить прямо на снегу.

— Каково это — спать в спальнике, когда за бортом минус тридцать?

— Красиво. Ночью просыпаешься, включаешь фонарик, а кристаллики, которыми из-за дыхания оказываются усыпаны все стены и «потолок» палатки, переливаются тысячами алмазов. Главное — не касаться стен, когда одеваешься, потому что «алмазы» попадают за шиворот, а это очень бодрит. Другая проблема — ботинки, которые нужно либо в спальник с собой класть (и тогда утром, несмотря на то что они мокрые, их все-таки можно будет надеть), либо ставить рядом, но в этом случае они будут напоминать, скорее, колодки, а не обувь.

— То есть существуют спальники, способные выдержать такой холод?

— Конечно. Есть спальники, которые и куда больший минус выдерживают. Хотелось бы опробовать один из них в минус пятьдесят, но у нас таких холодов нет, а ехать в Якутию только ради того, чтобы проверить спальник, как-то глупо. Но при случае — непременно.

— А ты когда-нибудь простывал вообще?

— Это как себя настроишь. Организм мобилизуется. Всегда. И ты можешь больше, чем ты думаешь. Всегда. В моей жизни было несколько путешествий, из которых я должен был вернуться насквозь больным, но этого не происходило. Почему? Все дело в настрое и в адреналине, который вырабатывается с бешеной силой.

Иван Дементиевский. Фото из личного архива. Strana.RuИван Дементиевский. Фото из личного архива

— То есть комфорт в путешествиях для тебя значения не имеет? Настоящее приключение всегда должно быть преодолением?

— Лечь на песочек и лежать — это не приключение.

— Ты на пляже когда-нибудь отдыхал?

— Отдыхал. В детстве с родителями. Смотрел, как отчим читает газету, пока мы купаемся, и думал, как же скучно он живет (улыбается). А приключений все-таки хочется: один раз живем.

— И какими они должны быть?

— Мне не нравится слово «должны». Кто сказал, как должно быть? У всех по-разному. Лично мне необходимо, чтобы была интересная история, которую можно придумать и реализовать.

Республика Саха (Якутия). Фото: Иван Дементиевский. Strana.RuРеспублика Саха (Якутия). Фото: Иван Дементиевский

— Твой блог встречает читателей словами о том, что критерием истины является опыт. Как, на твой взгляд, опыт путешествий изменил людей?

— Конечно, он существенно расширил горизонты человека. И я сейчас не о тех, кто «путешествует» по маршруту «аэропорт — отель — аэропорт». Меняется отношение ко многим вещам, с людьми начинаешь по-другому общаться.

— У тебя никогда не было ощущения, что в какой-то момент все поездки сливаются в одну и уже трудно понять, где начинается одна и заканчивается другая? И вообще, как получается, что путешествия, от которых не ждешь ничего особенного, зачастую выходят самыми яркими, а те, на которые возлагаешь большие надежды, наоборот, разочаровывают?

— Именно так у меня получилось с Дивногорьем. Во-первых и в-главных, не надо завышать своих ожиданий. В путешествии ты прежде всего запоминаешь эмоции и состояния, которые проживаешь. Поэтому не понимаю, что можно запомнить из путешествия на автобусе по Золотому кольцу, в котором экскурсовод то и дело говорит: «Посмотрите направо, посмотрите налево»?

Республика Саха (Якутия). Фото: Иван Дементиевский. Strana.RuРеспублика Саха (Якутия). Фото: Иван Дементиевский

— То есть любое путешествие должно быть организовано самостоятельно?

— Необязательно. Организаторы поездки должны знать, как создать атмосферу. Показательный пример — поездка в Грузию несколько лет назад по приглашению компании «Боржоми». На заводе мы провели всего несколько часов, а все остальное время путешествовали по стране на микроавтобусе, укомплектованном вином и гитарой... Или другой пример. Группа приезжает в небольшой отель с разными категориями номеров. Но ключ сразу не дают, предлагая вместо этого наугад выбрать любой номер, а уж каким он окажется — стандартным или категории «люкс» — зависит только от удачи. Вот такие вещи запоминаются.

— Одна из многочисленных проблем российского туризма в этом и заключается: не можем мы интересно территории продвигать.

— Скорее, не умеем. Взять к примеру Камчатку. Региону грех жаловаться: вулканы в дополнительной рекламе не нуждаются. И даже несмотря на то, что инфраструктура там находится в зачаточном состоянии, люди все равно туда едут. А есть, например, Дарвинский заповедник в Вологодской области. Там домики построили, все красиво, егерей, если надо, выделяют и работать у людей желание есть, но от пейзажей тамошних ничего грандиозного ждать не приходится. Или смотришь, например, на финнов, которые на ровном месте строят большой и комфортабельный комплекс, откуда можно наблюдать за северным сиянием, и — хлоп! — на топовые даты мест уже нет.

— У нас вообще есть шанс этому научиться?

— Шанс есть всегда. С одной стороны, можно пенять на руководство и наших чиновников, с другой — если у человека есть деньги и, что особенно важно, неиссякаемый энтузиазм, то все получится. Сейчас мы отстаем от Европы в этом смысле лет на пятнадцать-двадцать, но я уверен, что потихоньку и у нас будут появляться достойные объекты, способные привлечь туристов.

— Давай про твою любимую Карелию. Это была любовь с первого взгляда?

— Я бы так не сказал. Первая поездка в Карелию пришлась на 1997 год. Мои друзья тогда увлекались водными походами, я же вообще не представлял себе, что это такое. Но в итоге на уговоры поддался. Мы сошли с поезда (не сошли даже, а спрыгнули на насыпь) в настоящей карельской глухомани на станции Боярская, немного не доезжая до полярного круга. Впереди была канава, а дальше, метров через пятьдесят — озеро. Путь к нему нам преграждал старый состав, который, к слову, ржавеет там до сих пор. То пролезая под ним, то протискиваясь между вагонами, мы начали таскать рюкзаки. Потом, все в солидоле, стали надувать самодельный катамаран. Ртом. Кто знает, что это такое, тот поймет. Когда минут пять надуваешь и почти теряешь сознание из-за объема баллонов. И комары еще налетели! Я-то думал, что в армии комаров «наелся» (Иван служил на Урале, недалеко от Сыктывкара — прим. авт.), но карельские оказались настоящими зверюгами. И вот тогда я подумал, что пора брать билеты домой.

— Взял?

— Нет, конечно. Помню, устроили первую баню, которая в водном походе представляет собой самодельную конструкцию из полиэтилена, палок и находящегося внутри костра. Париться я тогда не пошел. Еще, помню, подумал: «Бред какой-то». А потом смотрю с утра на довольные лица своих друзей и думаю: «Наверное, они знают что-то, чего не знаю я». В следующую баню я уже залез, и это было нереально круто: осознавать, что вокруг тебя на десятки километров нет вообще никакого жилья, а ты из подручных средств делаешь баню и потом в ней паришься. По-настоящему так. Это все перевернуло.

Республика Карелия. Фото: Иван Дементиевский. Strana.RuРеспублика Карелия. Фото: Иван Дементиевский

— Любовь уже после бани появилась?

— Да не в бане-то особо и дело. Точнее, не только в ней. Кайф от этой поездки я прочувствовал, только когда вернулся в Москву. Две недели на природе, а тут — раз! — и Ленинградский вокзал. А это, напомню, 1997 год: грязь, бомжи везде, люди в метро с зелеными лицами… Ужас, в общем. Потом пришел на работу (я тогда в офисе системным администратором был) и окончательно понял, что Карелия — это моя тема. И в течение нескольких лет ей не изменял: ездил только туда. Так в моей жизни появился экстрим, а вместе с ним — новые люди, новые места и фотоаппарат, благодаря которому все круто изменилось.

— Несколько лет назад ты отправился в водный поход со своей семьей, и на тебя обрушилась волна критики: дескать, как можно с маленькими детьми ехать в такие нечеловеческие условия. Ты посчитал на тот момент, что они были готовы?

— А у них выбора не было (смеется). Сейчас уже появляется, и со временем пускай сами решают, конечно. Но тогда им было в кайф. Ребенок в три-четыре года уже вовсю исследует мир, и чем больше ты можешь ему его открыть, тем лучше.

Республика Карелия. Фото: Иван Дементиевский. Strana.RuРеспублика Карелия. Фото: Иван Дементиевский

— А если они забудут? Я вот, например, не помню, что было со мной в три года.

— Есть такая штука, как подсознание, и я больше чем уверен, что все, что нужно, там отложилось. У подсознания нет границ, и пускай этот опыт будет, так как он обязательно повлияет и на самого ребенка, и на решения, которые он будет принимать в дальнейшем. И потом, общение с природой, которая, в отличие от городов, является нашей естественной средой обитания, никогда не бывает лишним.

Республика Карелия. Фото: Иван Дементиевский. Strana.RuРеспублика Карелия. Фото: Иван Дементиевский

— Наверное, уже сложно подсчитать, сколько раз ты был в Карелии — и летом, и зимой, и весной, и осенью. Зачем каждый раз возвращаться туда, где был столько раз?

— В путешествии необязательно каждый раз открывать что-то новое. В первую очередь я еду туда за состоянием. И я знаю наверняка, что меня ждет. Знаю, что сяду в поезд. Там будет чай в подстаканниках, привычные вагонные разговоры за полночь. Потом буду весь день валяться на полке — на верхней или на нижней. Потом мы купим пирожки где-нибудь в Медвежьегорске — с клюквой, например. Ночью нас встретит машина, и мы по ухабам и по сугробам будем больше часа трястись по карельскому бездорожью. А в конце пути нас будет ждать дом с натопленной печкой... Это своего рода медитация, которая просто растягивается на месяц. Буду там писать, заниматься спортом, может, лыжи какие-то получится найти.

Республика Карелия. Фото: Иван Дементиевский. Strana.RuРеспублика Карелия. Фото: Иван Дементиевский

— Сейчас многие туристы путешествуют, скажем так, для галочки. Галопом по европам. Есть список мест, которые нужно посмотреть, — и от него ни на шаг. Может быть, действительно не нужно пытаться все успеть?

— У меня сестра такая. Например, если она приезжает в Санкт-Петербург, то ей обязательно надо посетить какой-нибудь музей. А я был в Питере раз сто и ни одного музея так ни разу и не посетил. Мы можем встретиться с друзьями и найти себе развлечение, отталкиваясь от общего настроя, — и прекрасно проведем время. И здесь мы вновь возвращаемся к вопросу об атмосфере и эмоциях в поездке. Мы, москвичи, да и вообще жители больших городов, привыкли спешить. А Карелия — это как раз возможность остановиться. Например, в деревенском доме зимой. Когда солнце не появляется из-за облаков, когда просто сидишь дома, ничего не происходит и кажется, что мир остановился. Потом начинается метель, и граница между небом и землей стирается окончательно. Когда на 360 градусов вокруг тебя — вообще ничего. И люди наконец тоже останавливаются. А потом возвращаются туда. Снова и снова.

Республика Карелия. Фото: Иван Дементиевский. Strana.RuРеспублика Карелия. Фото: Иван Дементиевский

— Иван, у тебя есть совет офисным работникам, читающим твой блог и мечтающим о таких путешествиях?

— На самом деле, можно очень круто путешествовать, не бросая работу. У вас всегда есть две недели отпуска (а у многих — наверняка больше), а также праздники и выходные, которые можно потратить на тренировки и сбор информации. Не всегда, но часто можно договориться с начальством. Было бы желание — остальное приложится. Ведь жизнь одна, и уж совсем глупо тратить ее на то, что не нравится. Мы совершенно точно ничего не возьмем отсюда после смерти. Возьмем ли мы с собой впечатления от путешествий? Не знаю. Но, по крайней мере, мы можем пронести их с собой через всю жизнь. А как оно будет на самом деле — посмотрим.

Республика Карелия. Фото: Иван Дементиевский. Strana.RuРеспублика Карелия. Фото: Иван Дементиевский

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Фото из личного архива

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Фото из личного архива

Иван Дементиевский

Республика Карелия

Республика Карелия

Республика Карелия

Москва. Останкинская башня

Фото из личного архива

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)

Непал. Гималаи

Непал. Гималаи

Непал. Гималаи

Непал. Гималаи

Непал. Гималаи

Фото из личного архива

Иван Дементиевский

Непал. Гималаи

Непал. Гималаи

Непал. Гималаи

Источник

Картина дня

наверх