Убежище для президента: Как оборудованы секретные тоннели под правительственными зданиями

Cекретные тоннели под правительственными зданиями.
Cекретные тоннели под правительственными зданиями.

Для удобства или в целях безопасности правители всего мира создавали для себя систему подземных ходов, которые позволяли им укрыться или покинуть здание в случае опасности. Они построены давно и многие до сих пор поддерживаются в рабочем состоянии. Часть тоннелей рассекречена и доступна для посещений, но есть и такие, куда закрыт вход простым гражданам.
Особенно много подобных тоннелей в США, существует сеть в Лондоне, а в Москве эта часть сооружений до сих пор считается секретной.
 

Первое президентское бомбоубежище в Вашингтоне

Вход в первое президентское бомбоубежище в Вашингтоне. / Фото: www.atlasobscura.com
Вход в первое президентское бомбоубежище в Вашингтоне. / Фото: atlasobscura.com

Оно располагается в старом хранилище под Казначейством и соединено с Белым домом укрепленным подземным тоннелем. Оно было построено в целях безопасности, но считалось лишь временным решением вопроса.

Оборудованная спальня в бомбоубежище. / Фото: www.denniscooperblog.com
Оборудованная спальня в бомбоубежище. / Фото: denniscooperblog.com

В одном из заброшенных подвалов Казначейства оборудовали 10-комнатное помещение, которое позволяло укрыться не только президенту, но и целой команде. В 1942 году был построен постоянный бункер, который защищали 7-футовые стены. Для того, чтобы скрыть строительство бункера к Белому дому добавили двухэтажное Восточное крыло, расположенное прямо над убежищем.

Паровые тоннели под Капитолийским холмом

Пунктирной линией обозначен старый тоннель, сплошной - тоннель на 2017 год. / Фото: www.websbages.com
Пунктирной линией обозначен старый тоннель, сплошной - тоннель на 2017 год. / Фото: websbages.com

Первоначально эти тоннели были построены ещё в 1908 году и выполняли вполне практическую функцию. По ним подавались пар и электричество в здание и библиотеку Конгресса. Позже сеть была расширена и соединила с электростанцией государственную типографию и старое почтовое отделение. В 1950 году параллельно старой ветке была построена новая, а первоначальные тоннели оставлены в первозданном виде.

Подземные тоннели Лос-Анджелеса

В подземном тоннеле Лос-Анджелеса. / Фото: www.7ly.ru
В подземном тоннеле Лос-Анджелеса. / Фото: 7ly.ru

Сегодня многие подземные тоннели Лос-Анджелеса закрыты, а во времена сухого закона они активно использовались. Там можно было не только укрыться, но и спокойно выпить, не опасаясь преследования. Где-то в глубине служебных тоннелей был салун, где звучала музыка и было запрещенное спиртное. Естественно, что чиновники о питейном заведении осведомлены не были, официально салун был спрятан за вывеской магазина King Eddy Saloon.

Спустившись в подвал под этим магазином, можно было прекрасно провести время во времена сухого закона. / Фото: www.atlasobscura.com
Спустившись в подвал под этим магазином, можно было прекрасно провести время во времена сухого закона. / Фото: atlasobscura.com

А богатые люди с удовольствием его посещали. Также под Лос-Анджелесом спрятаны тоннели, которые использовались для перевозки заключенных и банковской наличности. Сейчас часть из них закрыта, а часть используется чиновниками для быстрого перехода между зданиями и бегунами для занятий спортом во время ненастья.

Тоннельная система под Капитолийским холмом

Тоннельная система под Капитолийским холмом. / Фото: www.atlasobscura.com
Тоннельная система под Капитолийским холмом. / Фото: atlasobscura.com

Эти тоннели никогда не скрывались за грифом секретности. Их строили для того, чтобы сотрудники Конгресса могли переходить из здания в здание во время плохой погоды. Сначала были построены всего два перехода, в 1909 году соединили здания Дирксона и Кэннон с подвалом Капитолия.

Оригинальный автомобиль Студебеккер, курсировавший по тоннелю. / Фото: www.atlasobscura.com
Оригинальный автомобиль Студебеккер, курсировавший по тоннелю. / Фото: atlasobscura.com

Изначально в просторных тоннелях собирались построить ещё и метро, для чего специально отделили пешеходную дорожку. Затем планировали установить монорельсовую дорогу, а после ограничились простым электромобилем. В 1915 году монорельс всё же был установлен, а сенаторы вызывали поезд троекратным звонком.

Члены сената в монорельсовом поезде. / Фото: www.atlasobscura.com
Члены сената в монорельсовом поезде. / Фото: atlasobscura.com

В 1958 году построили новый тоннель при Сенате, который был оснащен модернизированной системой метро. Старый вагон перенесли в подвальную Ротонду Рассела, которая сегодня открыта для посещений. Старый тоннель со временем переоборудовали в звукозаписывающую студию Сената, а ещё там разместились различные мастерские.

Посольство России в Вашингтоне

Посольство России в Вашингтоне. / Фото: www.voanews.com
Посольство России в Вашингтоне. / Фото: voanews.com

В конце ХХ века, когда холодная война была в самом разгаре, американские спецслужбы озаботились организацией прослушивания в советском посольстве. Для этого агентами был приобретен небольшой трехкомнатный дом по соседству с посольством, от которого и стали прокладывать секретные тоннели к «логову врага». Однако со временем затраты на его строительство и оборудование намного превысили практическую пользу.

Примерное расположение так и не построенного тоннеля. / Фото: www.atlasobscura.com
Примерное расположение так и не построенного тоннеля. / Фото: atlasobscura.com

Тоннель так и не был достроен, а позже оказалось, что о его существовании советским разведчикам было известно уже на этапе проектирования. Сведения о секретном строительстве передал двойной агент Роберт Ханссен. В 2016 году журналисты «Вашингтон-пост» посетили место, где когда-то стоял тот самый домик, нашли его снесенным, а входы в предполагаемы тоннель залиты бетоном.

Лондон

Тайный люк входа  в подземелье из здания казначейства. / Фото: www.wwii.space
Тайный люк входа в подземелье из здания казначейства. / Фото: wwii.space

В центре столицы Великобритании раскинулась целая подземная сеть. Основная её часть появилась во время Второй мировой войны, активно развивалась во времена холодной войны, когда западные правители опасались ядерной угрозы со стороны Советского Союза.

Кабинет-спальня Черчилля с ночным горшком. / Фото: www.wwii.space
Кабинет-спальня Черчилля с ночным горшком. / Фото: wwii.space

Первый подземный ход, соединивший Трафальгарскую площадь с Памятником неизвестному солдату, был построен в 1939 году. Позже его продлили до телефонного узла на Крейгс-корт. Дальше поземная сеть стала расти вглубь и вширь, охватив Парламентскую площадь, Грейт Смит-стрит, Пэлл-Мэлл, Маршем-стрит и Хорсферри-роуд.

Комната совещаний начальников штабов  во время войны. / Фото: www.wwii.space
Комната совещаний начальников штабов во время войны. / Фото: wwii.space

Сейчас для посещений доступно лишь Бомбоубежище Кабинета, которое разместилось прямо под казначейством. Но в подземные коридоры и ходы, ведущие дальше, к Уайтхоллу, посетителей уже не пустят.

Москва

Схема подземелий Кремля. / Фото: www.liveinmsk.ru
Схема подземелий Кремля. / Фото: liveinmsk.ru

О системе подземных сооружений под Москвой ходит немало слухов. Однако в реальности существования подземных тоннелей и целых сооружений давно уже никто не сомневается. Тем более, что для свободного посещения полностью открыт один из малозначительных объектов подземной сети, Бункер 42, находящийся на Таганке. А о наличии тайного хода между Кремлём и Большим театром напоминает небольшая дверь в подвале храма искусства. Сейчас она всегда закрыта, но было время, когда Иосиф Сталин, известный театрал, пользовался ней постоянно.

Предполагаемая схема «Метро-2». / Фото: www.fishki.net
Предполагаемая схема «Метро-2». / Фото: fishki.net

Утверждают, что на юге Москвы существует целый подземный город, способный вместить в случае опасности около 10000 человек. При этом спокойно жить под землей они смогут несколько лет. Правда, косвенным подтверждением этого является лишь карта «Метро-2», согласно которой одна ветка проходит как раз между проспектом Вернадского, где предположительно находится бункер, до аэропорта Внуково. Существует мнение, что «Метро-2» это всего лишь изящная выдумка писателя Владимира Гоника, со временем ставшая городской легендой.

Источник ➝