Поговорим о том, какие машины предпочитали генсеки СССР и президенты РФ. Строго говоря, титул генсека первым себе присвоил Сталин, но начнем мы, конечно, с Ленина — председателя Совнаркома нового государства, образовавшегося после революции большевиков.
Ленин. Экспроприация императорского гаража
Вождь мирового пролетариата не дожил до появления первого советского автомобиля и всю жизнь передвигался на иномарках. После революции он получил в свое распоряжение бывший императорский гараж, который был перемещен из Петрограда в Москву и переименован в автобазу Совета народных комиссаров (позднее она превратится в кремлевский Гараж особого назначения). Ленину как председателю совнаркома предназначались самые роскошные модели из автопарка царя.
Сначала основным автомобилем Ильича был похожий на карету Turcat-Mery, потом некоторое время он ездил на эффектном царском Delaunay-Belleville, позднее — на открытом Роллс-Ройсе. Но самой необычной машиной из ленинского автопарка можно назвать вездеход на базе Роллс-Ройса, созданный по спецзаказу вождя. Зимой такой транспорт был суровой необходимостью — чтобы добираться до подмосковной резиденции Ленина в Горках.
Автомобили Ильича преследовала несчастливая судьба. Turcat-Mery угнали прямо со двора Смольного, а во время поездки на Delaunay-Belleville Ленин стал жертвой разбойного нападения и лишился роскошной машины.
Сталин. Любимый Packard и первый советский седан высшего класса
В первое десятилетие правления Сталина его любимой машиной был открытый Packard Twin Six — роскошная и скоростная модель для своего времени. Как-никак 12 цилиндров под капотом! Советский вождь любил лично сесть за руль и промчаться по московским улицам.
С подачи Сталина Кремль закупает весь цвет американского автопрома тех лет: Кадиллаки, Бьюики, Линкольны. Но главный автомобиль в жизни вождя появляется в кремлевском гараже лишь в 1935 году. Это бронированный Packard Twelve, подаренный ему президентом США Франклином Рузвельтом. Отношения между странами в то время были довольно теплыми, и Рузвельт лично распорядился изготовить данный экземпляр по спецзаказу (из всех выпущенных Packard Twelve только сталинский был бронирован).
Сталинский Packard становится поистине историческим автомобилем. На нем глава СССР приезжает на все ключевые мероприятия: Тегеранскую, Ялтинскую и Потсдамскую конференции. На этой же машине в 1945 году вождь едет осматривать поверженный Берлин.
При всей любви к американскому автопрому Сталин давно лелеял надежду пересадить чиновников с иномарок на отечественные модели, и сам намеревался сделать так же. В 1936 году он лично принимает в Кремле первый представительский автомобиль отечественной разработки — ЗИС-101. Однако ни сам глава СССР, ни члены Политбюро на нем ездить не будут, предпочитая более престижные иностранные машины. Эта модель останется транспортом для секретарей обкомов и послов. Но в годы войны Сталин распоряжается разработать отечественную модель классом выше. И она уже станет персональным автомобилем Сталина.
В 1945 году в серию идет огромный седан для высшего руководства страны — ЗИС-110, а двумя годами позже появляется его бронированная версия ЗИС-115. Последняя и становится транспортом главы СССР. Новинка явно копировала американские образцы. Главным ориентиром был Packard Super Eight 180, но в то же время она заимствовала многое у Buick Limited. По размерам автомобиль сравним с современными представительскими седанами, салон — шестиместный, мощность — 165 л.с. В кузов ЗИС-115 скрыто вживлена бронекапсула — единая оболочка, защищающая седоков. Пулестойкие стекла имеют толщину в 7,5 см. Подобных броневиков выпустили 32 штуки, и ими пользовались не только Сталин, но и другие представители высшего руководства. Сам же вождь не постоянно ездил на ЗИСе, периодически пересаживаясь на любимый Паккард.
Хрущев. Догнать и перегнать Америку
Сменилась эпоха, новый кремлевский начальник намерен править иначе и менять имидж власти. Еще не состоялся судьбоносный 20-й съезд КПСС, на котором Хрущев провозгласит развенчание культа личности Сталина, а новый вождь уже распорядился создать для себя новый транспорт. Считается, что на Женевской конференции 1955 года его поразил открытый Chrysler Эйзенхауэра, на фоне которого ЗИС-110 (115) выглядел откровенно устаревшим. В 1959 году главным автомобилем СССР становится ЗИЛ-111, похожий на увеличенную в размерах «Чайку», которая появилась в том же году, но встала на ступень ниже. Обе машины создавал один дизайнер — Лев Еремеев, — вдохновляясь американским «авиационным» стилем 50-х.
Тем временем в США тоже меняется эпоха: на смену 71-летнему Эйзенхауэру приходит 44-летний Кеннеди, и у него тоже смелые планы менять курс страны и ездить на ином транспорте. Стиль машин 50-х годов ему не подходит. И когда Хрущев видит Кеннеди на угловатом «четырехглазом» Lincoln Continental, ему ничего не остается, кроме как распорядиться переделать и свой лимузин в том же стиле. Так в 1962 году у Хрущева появляется ЗИЛ-111Г — та же модель, но прошедшая глубокий рестайлинг. Заимствования у Линкольна бросаются в глаза: хромированная решетка радиатора с мелкими ячейками растянута на всю переднюю часть автомобиля, и в нее врезаны четыре круглые фары. От схожести с «Чайкой» не осталось и следа.
Кроме личных лимузинов у Хрущева было много других машин. Он привозил из заграничных поездок самые выдающиеся автомобильные диковинки вроде Mercedes-Benz 300 SL («Крыло чайки») и Rolls-Royce Silver Cloud. Впрочем, коллекционировать роскошные модели было не в его характере. Впоследствии он их дарил. Например, Mercedes отдал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, чтобы советские инженеры изучали его устройство. Детям Никиты Сергеевича тоже достались привезенные отцом иномарки, но гораздо более скромные: дочери Раде — Renault Floride, сыну Сергею — Fiat 2300.
Брежнев. Главный автолюбитель СССР
По традиции новый генсек должен получить новый лимузин. Советский автомобиль высшего класса, созданный специально для Леонида Ильича, появился уже на следующий год после того как Брежнев возглавил страну — в 1967-м. Официальным транспортом главы СССР стал ЗИЛ-114. По последней американской моде машину сделали максимально угловатой, но очень солидной. Под капотом — 7,0-литровый V8 мощностью 300 л.с.
Брежнев правил так долго, что за этот срок Завод имени Лихачева успел разработать новое поколение главной кремлевской машины — ЗИЛ-4104. Его отличает монументальная решетка радиатора, чем-то напоминающая Мерседесы тех лет. Начинку модернизировали: вместо нижневального мотора лимузин получил верхневальный агрегат увеличенной мощности (315 л.с.). Но, надо сказать, эти произведения отечественного автопрома не идут ни в какое сравнение с другими машинами Брежнева. Ведь он был истинным коллекционером автомобильных редкостей со всего мира!
Брежнев увлеченно собирал интереснейшие модели своего времени. Формально они не были в его собственности, а принадлежали гаражу аппарата ЦК. Но это, конечно, были его личные, любимые игрушки. И, зная страсть советского генсека к автомобилям, многие главы других государств и прочие иностранные друзья Советского Союза не упускали возможности преподнести Брежневу в подарок нечто диковинное на четырех колесах. Так у Брежнева появились два Rolls-Royce Silver Shadow: один — от королевы Великобритании Елизаветы II, второй — от американского предпринимателя Арманда Хаммера (он был главным вдохновителем российско-американских экономических связей еще с 20-х годов). Итальянские коммунисты презентовали Maserati Quattroporte, а канцлер ФРГ Вилли Брандт — Mercedes-Benz 600 Pullman.
Отношения с США на официальном уровне потеплели (в сравнении с временами хрущевской «кузькиной матери»), и новый президент США Ричард Никсон подарил советскому лидеру целых два автомобиля: Cadillac Eldorado и Lincoln Continental. Брежнев, принимая подарки во время своего визита в США, не смог отказать себе в удовольствии сесть за руль и прокатить Никсона и госсекретаря Генри Киссинджера. Оба впоследствии вспоминали, что натерпелись страху от того, как агрессивно водит советский генсек.
Андропов, Черненко, Горбачев, Ельцин
Хотя Андропов пробыл у власти менее полутора лет, ЗИЛ успел создать новинку и для него. Учитывая, что лимузин 4104 к тому моменту выпускался всего четыре года, необходимости в серьезном обновлении не было. Для нового генсека провели легкий рестайлинг, поменяв решетку радиатора, фары и молдинги. Такая версия получила название ЗИЛ-41045.
Черненко, который правил менее года, не успел получить собственной модификации и пользовался андроповским 41045. А вот для Горбачева советский лимузин вновь модернизировали. Отличить автомобиль Михаила Сергеевича (ЗИЛ-41047) от машин предшественников можно по прямоугольным сдвоенным фарам, заменившим круглые. Остальные изменения носили косметический характер.
Этим автомобилем будет первые годы пользоваться и первый президент Российской Федерации Ельцин. Но при нем вся власть пересаживается на иномарки, и этому примеру последует и он сам. На смену устаревшему ЗИЛу Борис Николаевич выбирает автомобиль, ставший символом 90-х — «шестисотый» Мерседес. Конечно, президенту подобает ездить не на простом «шестисотом», а на удлиненном и бронированном — Mercedes-Benz S 600 Pullman-Limousine Guard.
Путин, Медведев и снова Путин
Поначалу Путин продолжает пользоваться ельцинским Пульманом, поскольку появление броневика в кузове W220 задерживается. Элита страны с 1998 года передвигается на новом поколении S-класса, а президент весь свой первый срок пользуется предыдущей генерацией модели на базе кузова W140. Лишь в 2004 году в серию пошел новый Pullman Guard (W220). Через несколько лет президент пересел на лимузин следующего поколения (W221), который до 7 мая 2018 года бессменно играл роль главного «парадного» автомобиля Владимира Путина.
На нем президент РФ приезжал на все официальные мероприятия. Эта модель сопровождала главу государства в поездках по стране и миру. К месту официального визита автомобиль везли заранее на самолете или в грузовом вагоне поезда. Использование только собственной машины продиктовано требованиями безопасности и необходимостью пользоваться устройствами спецсвязи, которыми оборудован президентский лимузин.
В собственности у Владимира Путина только две непримечательные машины — 21-я «Волга» и «Нива» (согласно последней декларации). В 2005 году, принимая президента США Джорджа Буша в Ново-Огарево, глава России устроил показательный тест-драйв: прокатил гостя на 21-й «Волге» и позволил ему тоже сесть за руль. Тогда журналисты отметили, что автомобиль не отреставрирован, а серьезно обновлен: машина получила автоматическую коробку передач, современные литые колесные диски… Что под капотом — тайна.
Путин предпочитает лично тестировать новинки российского автопрома. В «нулевые» годы во время визита на «АвтоВАЗ» президент провел короткий тест-драйв Калины. Во время визита на ГАЗ тестировал «Волгу» Siber, на которую завод тогда возлагал надежды. Позднее президент проводил приемку Гранты и Весты.
Дмитрий Медведев на посту главы государства не привнес никаких новшеств в кремлевский автопарк. Он пользовался и продолжает пользоваться Пульманом из Гаража особого назначения. В его личной собственности — «Победа» 1948 года выпуска и 21-я «Волга» 1962 года. Но и к другим автомобилям Дмитрий Анатольевич не равнодушен. Говорят, он проявляет особое уважение к Гелендвагену (на многих снимках с ним фигурирует эта модель). В 2012 году Медведев записал видеообращение к народу, и в этом ролике он выходит с водительского места BMW X5.
В конце 2017 года у Путина появилась возможность обновить свой служебный автомобиль: на рынок вышло новое поколение Пульмана, которое получило название Mercedes-Maybach S 600 Pullman Guard (кузов VV222). Однако уже было известно, что к маю 2018 года проект «Кортеж» будет готов и президент России прервет доминирование Пульманов в кремлевском гараже, продолжавшееся более двух десятилетий.
В рамках проекта «Кортеж», который носит официальное название ЕМП («Единая модульная платформа»), велась разработка сразу четырех моделей: президентского бронированного лимузина, легкого седана, внедорожника и минивэна. За проектирование и производство отвечает НАМИ, а техническое задание утверждал Минпромторг. Была поставлена задача сделать автомобиль, чем-то схожий с ЗИСами. Стиль ЗИЛов остался в прошлом. И практически никаких заимствований от иномарок. Если, к примеру, вазовские модели в значительной мере состоят из импортных комплектующих, то автомобили ЕМП почти полностью российские. Даже шины — Нижнекамского завода, а диски — K&K (Красноярск). Моторы — собственной разработки (хотя сообщалось, что были привлечены инженеры Porsche). Автоматическая КПП — российской фирмы КАТЕ. Для лимузина создана гибридная силовая установка на базе 12-цилиндрового мотора. Мощность — 860 л.с., крутящий момент — 1000 Нм. Другие модели ЕМП получат агрегат поскромнее: V8 объемом 4,4 л, развивающий 600 л.с. и 880 Нм.
Кстати, на кадрах с инаугурации можно разглядеть, что на эмблеме автомобиля написано не «Кортеж» и не ЕМП, а новая автомобильная марка — Aurus.
До официальной премьеры многие детали держались в секрете (даже окончательный дизайн был тайной), но теперь, наконец, мы можем рассмотреть новинку во всех деталях и в самое ближайшее время рассказать о созданной машине и всем проекте подробнее — читайте Drom.ru!
Свежие комментарии