Сгоревшие на костре еретики – далеко не все, кто попадал под проклятие церкви. На протяжении многих веков анафема использовалась в качестве оружия против бунтовщиков, самозванцев, государственных изменников, политических оппонентов. Вспоминаем самые резонансные подобные случаи.
Конфликт церкви и Толстого стал последствием духовного переворота, который пережил граф в 1880-е гг. В ответе синоду он отмечал следующее: «То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему».
Еще в Польше Лжедмитрий принял католичество. После захвата власти он женился на католичке Марине Мнишек и стал опекать католическое духовенство. По своим взглядам новый царь вообще был религиозно терпимым и не видел принципиальной разницы между разными ветвями христианства. Его секретарь Ян Бучинский, например, исповедовал протестантизм. Православная церковь таких передовых взглядов понять, конечно, не могла, тем более что Лжедмитрий окружил себя поляками.
Сегодня украинские автокефальные церкви не признают анафемы Мазепе, так как считают причиной ее наложения не религиозные, а политические мотивы. Тем не менее, на современников, сочувствовавших гетману, анафема и гражданская казнь произвели удручающее впечатление. После поражения в Полтавской битве Мазепа бежал в Бендеры, где вскоре скончался.
Примирение состоялось в 1990-е. Куба официально восстановила отношения с церковью, Фидель посетил Ватикан, а Иоанн Павел II – Гавану. Папа отслужил несколько месс и призвал США ослабить экономическое давление на Кубу. После смерти понтифика Кастро объявил в стране трехдневный траур. А в 2012-м агентство KAI со ссылкой на архиепископа Лориса Каповилью сообщило, что Кастро вообще не отлучали. Тем не менее, общий «Декрет против коммунизма» формально сохраняет свою силу и по сей день.
Патриаршие грамоты были важным оружием царской власти в пропагандистской войне против восставших. Письма рассылались по городам, деревням и острогам в ответ на «прелестные грамоты» самого Разина, в которых он призывал население выступить на его стороне и сообщал, что его поддерживает опальный патриарх Тихон. Перед казнью Разину, как преданному анафеме, не позволили исповедоваться.
Свежие комментарии