На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 555 подписчиков

Свежие комментарии

  • Antanas
    Преступники умнее расследоватилей.Четыре серийных м...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Сказка про белого бычка.Что б это подтвердить надо повторить эксперимент.Через меня то же проходит луч от черных дыр ...Пострадал ради на...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Если ему так не нравится эти 10 пунктов что он забыл там 10 лет и "наши девушки" такие же еврейки как и он, велком в ...10 фактов, которы...

5 преданных анафеме

Сгоревшие на костре еретики – далеко не все, кто попадал под проклятие церкви. На протяжении многих веков анафема использовалась в качестве оружия против бунтовщиков, самозванцев, государственных изменников, политических оппонентов. Вспоминаем самые резонансные подобные случаи.

1
 Лев Толстой

 
«Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается», – говорилось в «Определении» Синода о Льве Толстом, опубликованном в 1901 году. Вот некоторые пункты, по которым писатель не устраивал церковь: отрицание Иисуса Христа – богочеловека, Святой Троицы, непорочного зачатия, загробной жизни, Таинств, глумление над евхаристией.

Конфликт церкви и Толстого стал последствием духовного переворота, который пережил граф в 1880-е гг. В ответе синоду он отмечал следующее: «То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему».

2
 Лжедмитрий

 
Впервые версия о том, что под личиной царевича Дмитрия Ивановича скрывается беглый монах Гришка Отрепьев, была объявлена правительством Бориса Годунова, когда Лжедмитрий вторгся в Россию. Григория предали анафеме.

Еще в Польше Лжедмитрий принял католичество. После захвата власти он женился на католичке Марине Мнишек и стал опекать католическое духовенство. По своим взглядам новый царь вообще был религиозно терпимым и не видел принципиальной разницы между разными ветвями христианства. Его секретарь Ян Бучинский, например, исповедовал протестантизм. Православная церковь таких передовых взглядов понять, конечно, не могла, тем более что Лжедмитрий окружил себя поляками.

3
 Иван Мазепа

 
Гетман войска Запорожского Иван Мазепа был предан анафеме за государственную измену – переход на сторону шведского короля Карла XII во время Северной войны. Православные иерархи публично прокляли Мазепу в присутствии Петра I в Троицком соборе города Глухов, куда была перенесена резиденция гетманов, лояльных России.

Сегодня украинские автокефальные церкви не признают анафемы Мазепе, так как считают причиной ее наложения не религиозные, а политические мотивы. Тем не менее, на современников, сочувствовавших гетману, анафема и гражданская казнь произвели удручающее впечатление. После поражения в Полтавской битве Мазепа бежал в Бендеры, где вскоре скончался.

4
 Фидель Кастро

 
Фидель Кастро был крещен в католической церкви. После прихода к власти коммунистов в 1959 году кубинские священники заняли антиправительственную позицию. Около сотни представителей духовенства были высланы с острова. В 1962-м Кастро отлучили от церкви указом папы Иоанна XXIII. А еще в 1949-м католическая церковь приняла декрет, по которому формально отлучались все верующие, принявшие коммунистическое учение.

Примирение состоялось в 1990-е. Куба официально восстановила отношения с церковью, Фидель посетил Ватикан, а Иоанн Павел II – Гавану. Папа отслужил несколько месс и призвал США ослабить экономическое давление на Кубу. После смерти понтифика Кастро объявил в стране трехдневный траур. А в 2012-м агентство KAI со ссылкой на архиепископа Лориса Каповилью сообщило, что Кастро вообще не отлучали. Тем не менее, общий «Декрет против коммунизма» формально сохраняет свою силу и по сей день.   

5
 Степан Разин

 
Лидер крупнейшего крестьянского восстания XVII века Степан Разин был предан анафеме в 1670 году, когда бунт был в самом разгаре. Патриарх Иосаф в своей грамоте назвал Разина «аспидом, испущающим яд свой, уязвляющим телеса невинных». Во всех церквях казака обличали как душегубца и крестопреступника.

Патриаршие грамоты были важным оружием царской власти в пропагандистской войне против восставших. Письма рассылались по городам, деревням и острогам в ответ на «прелестные грамоты» самого Разина, в которых он призывал население выступить на его стороне и сообщал, что его поддерживает опальный патриарх Тихон. Перед казнью Разину, как преданному анафеме, не позволили исповедоваться.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх