На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 554 подписчика

Свежие комментарии

  • Antanas
    Преступники умнее расследоватилей.Четыре серийных м...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Сказка про белого бычка.Что б это подтвердить надо повторить эксперимент.Через меня то же проходит луч от черных дыр ...Пострадал ради на...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Если ему так не нравится эти 10 пунктов что он забыл там 10 лет и "наши девушки" такие же еврейки как и он, велком в ...10 фактов, которы...

Почему мосты падают?

14 августа в Генуе случилась трагедия: обрушилось 240 метров моста через реку Полчевера, погребя под собой железнодорожное полотно и близлежащий квартал. Это происшествие произвело на итальянцев гнетущее впечатление. На матче между генуэзской командой «Дженоа» и «Эмполи» фанаты сохраняли тишину 43 минуты – по числу погибших на тот момент.

На бельгийский этап «Формулы-1» пилоты команды Ferrari вышли на болидах с надписями в память о трагедии. Следователи, инженеры, представители власти разбираются в причинах катастрофы. А вообще, мосты обваливаются по разным причинам. Вспомним самые громкие случаи в истории.

Мост через Тей

Недочеты при разработке конструкций можно назвать основным фактором, приводящим к их обрушению. Самое печальное, что проблема может вырисоваться не сразу, а спустя какое-то время. Так произошло в 1879 году с мостом, переброшенным через устье реки Тей (Шотландия). 
Инженер-архитектор Томас Бауч, разрабатывавший проект, забыл принять во внимание ветровую нагрузку на конструкцию. Опоры вышли недопустимо тонкими, плюс подрядчики сэкономили на стройматериалах и профессионализме строителей. Когда случился сильнейший шторм, пролеты упали в воду вместе с поездом, в котором находилось 75 человек.

«Скачущая Герти»

Ошибки разработчиков автомобильного моста, соединяющего берега пролива Такома-Нэрроуз, были очевидны еще на этапе его сооружения. Строители отмечали, что при боковых ветрах, которые не редки в этих местах, полотно вибрирует и даже выгибается. Еще до сдачи сооружения в эксплуатацию оно получило прозвище Скачущая Герти. Что не помешало компании-подрядчику завершить строительство и торжественно ввести мост в эксплуатацию. Днем его открытия стало 1 июля 1940 года. По мосту пошли машины, а эксплуатирующая компания начала искать способы решения обнаруженной проблемы.

Собственно, корни неприятностей таились в использовании новейших (на тот момент) литых балок. В отличие от «устаревших» сквозных они не пропускали ветер, а отклоняли его, что и заставляло дорожное полотно двигаться и качаться.
Найти пути ликвидации колебаний инженеры не успели: 7 ноября того же года тросы не устояли перед напором ветра, лопнули и «уронили» мост в пролив. К счастью, на транспортном пути был лишь один автомобиль, водителю которого удалось спастись. Жертвой стал лишь пес, не вовремя выбежавший на надводную автомагистраль.

Опасность резонанса

Резонансом называется стремительное нарастание амплитуды колебания при воздействии извне. Для иллюстрации этого явления в школе приводят в пример классический рассказ о воинском подразделении, марширующем по мосту.
Появление резонанса на таких конструкциях обычно обуславливается ошибками инженерии в сочетании с неправильной эксплуатацией. Усиливаться он может плохими погодными условиями.
Самые тяжелые последствия повлек за собой резонанс мостовой конструкции, произошедший в апреле 1850-го. Местом действия стала подвесная переправа через французскую реку Мен под Анжером. В грозу, при ураганном ветре через мост переправлялось крупное воинское подразделение. Жертвами стали две с лишним сотни солдат.
А первым зафиксированным случаем разрушения моста вследствие резонанса стало падение конструкции поблизости Манчестера. Произошло это за 19 лет до французского инцидента; летальных исходов обрушение не повлекло, хотя десятки солдат получили ранения при падении в воду. 
Дабы избежать подобных инцидентов, в списке армейских команд появилась break step – «шаг вразнобой», или по-нашему «Идти не в ногу!», которая отдается группе солдат, собирающейся идти через мост.

Превышения максимума

Имеется в виду перебор с подаваемой на мост нагрузкой. С одной стороны, это является нарушением правил использования конструкции, с другой – может быть следствием несвоевременного или неправильного ремонта. А иногда и случайного стечения обстоятельств.
Именно последний вариант привел к крушению моста, проложенного через реку Огайо. Построен он был еще в 1928 году и пользовался огромным спросом. По мосту ежедневно проходило большое количество транспортных единиц; особенно плотным трафик становился в предпраздничные и праздничные дни.

Перегрузка и привела к гибели переправы незадолго до Рождества 1967 года. Сначала развалилась одна из подвесок-стержней (они фиксируют дорожное полотно на тросах), за ней начали «сыпаться» остальные элементы конструкции. Разрушение длилось примерно минуту; его результатом стала смерть 46 человек. 
Еще более нелепое стечение обстоятельств стало причиной падения моста у города Диксон в Иллинойсе. Конец весны 1874 года выдался теплым, ласковым и солнечным. Пастор местной баптистской церкви решил использовать милость природы для крещения шестерых неофитов. Удобнее всего было провести церемонию возле моста. Подобные события привлекали самое пристальное внимание местных жителей – поселение невелико, развлечений мало.
В воскресное утро на речном сооружении столпилось около 200 человек. Хуже всего, что основная часть толпы сконцентрировалась на одном конце моста, ближе к месту проведения крещения. В благоговейной тишине перед произнесением торжественных слов пастором раздался ужасающий треск, и перегруженный пролет начал падать в реку Рок вместе со всеми, кто на нем находился. Жертвами крушения стали полсотни человек, среди которых были и дети, в том числе младенческого возраста.

Позже объявили, что мост упал из-за несовершенства конструкции. Однако если бы не столпотворение в одной его точке и если бы не избыток зевак, трагедии бы не случилось.

Иду на таран!

Даже отсутствие ошибок при конструировании моста, добросовестность в подборе стройматериалов и проведении работ не дают гарантии того, что мост не обрушится. Вполне достаточно попытки пройти под ним на плавсредстве большей высоты, нежели расстояние между пролетом и водной гладью. Есть и альтернативный вариант – не вписаться в проход. Именно так поступил балкер MS Star Clipper в ночь с 17 на 18 января 1980 года пытавшийся пройти под мостом Альмё – он 20 лет соединял материковую часть Швеции с островом Чёрн. Навигационные условия были плохие, и судно снесло одну из арок сооружения.

Само полотно и часть конструкции упали на балкер и снесли его мостик. При этом никто из экипажа не пострадал. Зато гибель настигла автомобилистов, пересекавших мост: в тумане они не заметили отсутствие его части и сорвались в воду. Погибли восемь граждан; пострадавших могло быть больше, если бы катастрофу не заметил дальнобойщик и не перегородил дорогу своим грузовиком.
Но самый «надежный» способ разрушить мост – нацелить транспорт на опору и протаранить его на максимально доступной скорости. Как и случилось с баржей Robert Y. Love, шедшей по водохранилищу им. Керра в Оклахоме. Рулевой прямо за штурвалом потерял сознание, судно стало неуправляемым и протаранило опору моста, предназначенного для автомобилей. Обрушилась секция длиной 177 метров. Как и в предыдущем случае, жертвами катастрофы стали водители машин, не сумевшие остановиться до обрыва.

Войны и теракты

Особняком стоят намеренные уничтожения мостовых конструкций. Сейчас в развитых странах они случаются не так уж часто, но во время военных действий переправы уничтожались в первую очередь. Особенно много мостов пострадало во время Второй мировой войны – либо в целях торможения передислокации войск, либо для подрыва экономической стабильности противника.

Причем среди них были и конструкции, имеющие историческую ценность. К примеру, мост Гогенцоллернов. Его возведение велось между 1907 и 1911 годами, он давал возможность преодолевать Рейн как автомобилям, так и железнодорожному транспорту. Для Третьего рейха мост оказался важнейшей транспортной артерией, загруженной больше всех прочих. Значимость была быстро оценена и союзниками. Начиная с 1942 года авианалеты с целью его уничтожения совершались один за другим. Мост Гогенцоллернов оказался устойчив. Его так и не смогли разрушить с воздуха. Уничтожить конструкцию получилось лишь в начале марта 1945 года путем подрыва американскими минерами.
Но и в относительно мирное время переправы не оказались в безопасности, погибая при бомбардировках и от подрывов. Такая печальная доля была суждена мосту Свободы в Нови-Саде (бывшая Югославия, нынче Сербия). Элегантное сооружение было разрушено во время операции НАТО в 1999 году. Восстановить его удалось лишь в 2005-м.

Гнев стихий

Проявляться он может по-разному: наводнениями, землетрясениями, подмывом внезапно поднявшихся вод, оползнями. От последних обрушился весной 2017 года мост, перекинутый с берега на берег калифорнийского каньона Пфайффер, имеющего почти стометровую глубину. За месяц в этом районе выпало небывалое количество осадков (полтора метра с лишним). Избыток воды спровоцировал смещения почвенных массивов в месте крепления моста. К счастью, обошлось без жертв: из-за длительной непогоды переправа была пуста.
Еще одна разновидность стихийного бедствия – торнадо – достаточно редка, но может принести немало бед. В штате Пенсильвания в Государственном парке Кинзуа-Бридж находился памятник инженерного творчества – мост, сооруженный в 1883 году и использовавшийся по прямому назначению вплоть до 1963-го. В середине лета 2003 года парк попал под удар торнадо. Смерч шел со скоростью больше 150 км/ч. Конструкции, отметившие 120-летний юбилей, не выдержали такого напора: из 20 опор моста 11 упали.
Кстати, по одной из версий, в мост Генуи попала молния, после чего и началось его обрушение. Правда, власти вроде бы ее уже опровергли.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх