На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 554 подписчика

Свежие комментарии

  • Antanas
    Преступники умнее расследоватилей.Четыре серийных м...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Сказка про белого бычка.Что б это подтвердить надо повторить эксперимент.Через меня то же проходит луч от черных дыр ...Пострадал ради на...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Если ему так не нравится эти 10 пунктов что он забыл там 10 лет и "наши девушки" такие же еврейки как и он, велком в ...10 фактов, которы...

Тонущие города: прошлое, настоящее, будущее

Пока ученые спорят о том, что такое глобальное потепление: циклическое природное явление или процесс, который запущен деятельностью человека в XX–XXI веках, — мы стоим перед неоспоримым фактом: уровень Мирового океана повышается, и, возможно, с ускорением. К концу столетия уровень воды может стать выше на 66 см. В результате города, которые находятся ниже или незначительно выше этой линии, возможно, будут полностью затоплены. В программе «Тонущие города» (12+)на Discovery Channel рассказывается о главных кандидатах на исчезновение под водой.

Майами: вода под ногами

GettyImages-845762728.jpg
Мальчик на улице Майами после урагана «Ирма»

Майами — один из главных кандидатов на затопление на нашей планете. Несмотря на то что это место ассоциируется с земным раем и участки земли там стоят недешево, в не столь отдаленном будущем фешенебельный курортный город может полностью уйти под воду. Так уж случилось, что Майами не повезло сразу по нескольким показателями. Во-первых, его высота над уровнем моря составляет, по разным данным, от полуметра до двух метров. Во-вторых, город стоит на пористом известняке, который впитывает влагу как губка. Иными словами, вода наступает со всех сторон — с неба в виде обильных дождей, с моря из-за приливов и штормов и снизу, когда вода ищет выхода на поверхность. Наконец, в-третьих, Майами то и дело оказывается на пути ураганов, которым уже удавалось сносить его под основание. Так случилось в 1926 году, когда на Майами налетел ураган, впоследствии названный «Великим майамским». Ветер дул со скоростью выше 200 км/ч, а высота волн превышала 3,5 м. При этом город был не готов к катаклизму: из-за слишком большой скорости ветра жители оказались застигнутыми врасплох. Те здания, которые устояли против ветра, затапливало водой. В итоге Майами превратился в руины, а более 5000 человек погибли. Город погрузился в глубокий экономический кризис — потери превышали 700 млн долларов, — поэтому считается, что в Майами Великая депрессия началась на три года раньше, чем в остальных регионах США.

В 1992 году случилась катастрофа сопоставимого масштаба: ураган «Эндрю» снова буквально сдул и затопил Майами. Скорость ветра на этот раз достигала 265 км/ч, а ущерб составил 26 млрд долларов — рекордные показатели для потерь от природного бедствия на тот момент.

Не так давно, в 2017 году, ураган «Ирма» грозил повторением катастрофы 1926-го, неслучайно в США он получил прозвище «Ирмагеддон». Губернатор штата Флорида отдал распоряжение эвакуировать около полумиллиона человек из прибрежных населенных пунктов, и в первую очередь из Майами.

GettyImages-845895512.jpg

Никто не гарантирует, что подобные катаклизмы не будут повторяться, более того, климатологи считают, что раз за разом будут приходить все более грозные ураганы и наводнения. Но даже и без ураганов океан постоянно угрожает городу. Сегодня местных жителей не удивить затопленным подвалом и гаражом: уровень воды год за годом становится все выше.

Предполагается, что к 2100 году город опустится на 80–155 см, то есть, по всей вероятности, будет стоять ниже уровня моря. Если за восемь лет, с 1998 по 2005 г., по данным Университета Майами, уровень моря повышался в среднем на 3 мм в год, а в городе случилось 16 наводнений, то за следующие восемь лет, с 2006 по 2013 г., скорость повышения воды составляла 9 мм в год и выше, а количество наводнений составило 33, то есть увеличилось более чем вдвое.

Но даже если наводнений нет, наступление океана чревато разрушительными последствиями для городской инфраструктуры. На юге Флориды почти 90% пресной воды добывается из-под земли, но соленая морская вода, проникая через пористый известняк в подземные резервуары, делает их непригодными для использования. Кроме того, этого наступления может не выдержать канализация, постоянно подвергающаяся агрессивному воздействию соли. Еще одна проблема — эрозия пляжей: песчаные дюны, которые служат естественным препятствием воде, становятся все ниже.

В настоящее время в городе борются с угрожающей ему водой тремя основными способами. Во-первых, это реконструкция канализации и дождевых стоков. Во-вторых, установка на улицах и в зданиях насосов, откачивающих воду. И в-третьих, искусственный подъем городских улиц. Уже сделанные в эти области инвестиции измеряются сотнями миллионов долларов, а запланированные на будущее — в миллиардах.

Шанхай: губки на крыше

GettyImages-89534901.jpg

Уже само название Шанхая говорит о непростых взаимоотношениях города и моря. Второй иероглиф в его названии — 上海 — обозначает море, а первый — это «верх» в самом широком смысле. Отсюда появляются самые разные трактовки, самая распространенная из которых — «выступающий (или возвышающийся) над морем». Однако, откровенно говоря, Шанхай над морем не особенно-то и возвышается — всего на четыре метра. И в ближайшем будущем с учетом постоянно повышающегося уровня воды в Мировом океане и этих четырех метров может не стать.

Несколько лет назад ученые одного из крупнейших университетов Великобритании, Университета Лидса, проанализировали уязвимость ряда крупных прибрежных городов к наводнениям. В результате Шанхай оказался самым уязвимым из всех упомянутых в исследовании населенных пунктов. Это не значит, что риск наводнений в этом месте выше, чем в других прибрежных городах, но свидетельствует, что последствия от крупного катаклизма в Шанхае будут особенно катастрофичными.

Население города составляет около 24 млн человек, при этом в Шанхае нет надежной защиты против наводнений и мало убежищ на случай катаклизма. Мало того, что море поднимается, — под тяжестью зданий проседает и грунт, а на смену хижинам пришли небоскребы.

GettyImages-55391217.jpg

Впрочем, наводнения в Шанхае не то чтобы явление из ряда вон выходящее — вода наступает на город еще с тех времен, когда он был маленькой рыбацкой деревней. В XVI веке вокруг Шанхая, ставшего к тому времени одним из крупнейших портов Юго-Восточной Азии, была построена стена-дамба для защиты как от воды, так и от пиратов, то и дело совершавших набеги. Стена высотой 8 м и длиной около 4,5 км охватывала город кольцом. К XVIII веку, когда город разросся, вдоль береговой линии шла стена протяженностью уже около 33 м, примерно четырехметровый ее участок, сохранившийся до наших дней, входит в городской список национального культурного наследия.

Но защищаться Шанхаю нужно не только от моря — разливы реки Янцзы тоже способны принести городу много бед. При сильных ливнях (а муссонные дожди — это нормальное для этого региона явление) река выходит из берегов и затапливает все вокруг на километры. Так, в 1911 году в результате разлива Янцзы в Шанхае и близлежащих городах утонуло около 100 тыс. человек, еще примерно столько же погибло от голода и жестокости мародеров.

В этом году на Шанхай обрушилось два тропических шторма подряд — сначала это был тропический шторм «Джондари», а вслед за ним пришел его собрат «Румбия», который вызвал разлив реки, подъем уровня моря, штормы и наводнения. Было эвакуировано в общей сложности около 200 тыс. человек, пришлось приостановить судоходное, воздушное и железнодорожное сообщение.

Учитывая регулярность наводнений, которые случаются здесь практически ежегодно, отличаясь лишь интенсивностью, в Шанхае ищут меры, которые помогли бы если не справиться с проблемой раз и навсегда, то хотя бы позволить городу избежать разрушительного потопа. Один из инновационных проектов, который начали внедрять в Шанхае в прошлом году, получил название Sponge City: в рамках программы здания оснащаются дренажной системой, которая впитывает воду. Вода, попадающая на крыши таких домов, уже не стекает вниз, а остается наверху, для этого нужно постелить дренаж толщиной около 7–8 см. На проект возлагаются большие надежды, ведь самые сильные наводнения в Шанхае случаются из-за воды, которая падает с неба, а не приходит непосредственно с моря. Кстати, на основе такого дренажа планируется делать и своего рода высотные клумбы и газоны, что позволит не только отвести лишнюю влагу, но и озеленить город. Предполагается, что к 2020 году дренажом будут оснащены до 80% городских сооружений.

Лондон: Темза, сэр!

Несмотря на то что Лондон построен не на морском побережье, этот город — тоже один из первоочередных кандидатов на затопление. Он расположен в устье Темзы, которая то и дело выходит из берегов, и не далее как в этом году река снова показала свой характер: ее разливы и сильные дожди затопили не только столицу Великобритании, но и весь юг страны.

GettyImages-929239140.jpg
Лондонское наводнение 1928 года

Сильные наводнения случались здесь и раньше, одно из самых разрушительных настигло город в начале января 1928 года: причиной послужили сильный снегопад и штормовой прилив воды из моря. Путь воде облегчили строительные работы: с 1909 года в Лондонском порту углублялось дно, чтобы в него могли беспрепятственно заходить морские суда. Уровень воды на улицах тогда превышал метр, залило метро, подвалы, первые этажи зданий, более 4 тыс. человек остались без жилья, а 14 человек утонули в своих домах. После этого наводнения восстановительные работы продолжались несколько лет.

Еще одно сопоставимое по силе наводнение случилось в 1953 году — тогда оно охватило не только Великобританию, но и другие страны бассейна Северного моря. Однако власти Лондона не спешили строить защитные сооружения: пришлось бы значительно уменьшить пропускную способность порта, что снизило бы прибыли в городскую казну.

В итоге только в 1972 году было принято решение о строительстве так называемого барьера Темзы, которое началось в 1974-м и завершилось в 1984-м. Эта разводная конструкция состоит из 10 стальных ворот, способных полностью перекрыть реку. В «спокойное» время ворота лежат в Темзе: шесть центральных — на дне, четыре боковых — у поверхности, — и не мешают проходу судов, но когда требуется, их поднимают, и они становятся преградой на пути потока.

GettyImages-511835140.jpg

Когда барьер строился, ожидалось, что он будет использоваться 2–3 раза в год, но сейчас его приходится ежегодно поднимать по 6–7 раз, что говорит о все более мощном напоре стихии. Изначально рассчитывалось, что барьер прослужит до 2020–2030 года, но, по современным оценкам, он способен выдержать как минимум до 2060 года. Что будет потом, сказать сложно, поскольку одни специалисты к тому времени предрекают Лондону потоп, а другие считают, что даже если уровень океана поднимется, это не приведет к катастрофе.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх