Посмертная фотография

Согласитесь, в наше время далеко не каждому придет в голову сфотографировать умершего человека, а тем более посадить его в кресло и сфотографироваться с ним в обнимку. Образы живых мертвецов в нашем сознании прочно ассоциируются со зловещими фильмами ужасов или мрачными готическими рассказами.
3043090

Первый же час, давший нам жизнь, укоротил ее.

Сенека

Поразительным является тот факт, что не так давно, всего лишь в XIX веке, фотосъемки умерших людей являлись распространенным обычаем. Позволить себе такие съемки могла совершенно любая семья со средним достатком. Так для чего же делались посмертные снимки? Что это: мрачное мировоззрение, извращенный рассудок или старинные ритуалы? На самом деле, все не так таинственно и мрачно. Попробуем разобраться.

Только представьте, XIX век — никаких пленочных, цифровых или зеркальных фотоаппаратов, никаких мобильных телефонов с камерами — ничего. Взамен — портреты, тяжелые холсты, веками, если повезет сохранявшие облик того или иного человека. Каждый портрет требовал много времени и сил — как от художника, так и от модели. Позировать приходилось часами, а результат нередко едва соответствовал оригиналу. Кроме того, позволить себе портрет мог далеко не каждый, и лица терялись в истории, утопали в реке забвения Лете.

Но наступают 20-е, и французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс на основе камеры-обскуры изобретает первый в мире фотоаппарат. И хотя по нынешним меркам назвать это изобретение фотоаппаратом довольно сложно, тем не менее за всю историю человечества, наконец, появляется способ сохранить изображение! Первый фотоаппарат носил название «Гелиограф», и именно благодаря нему появились первые в мире портреты, написанные не кистью художника, а падающими лучами света в преломлении.

Однако это лишь начало истории. Свой вклад в развитие фотоискусства вносит французский художник Жак Манде Дагерр, работающий с Ньепсом в одной команде. В 1833 году он представляет миру свое творение: дагерротипию, технологию получения изображений на серебряных пластинках.

post-mortem

И вот у каждого, кто не мог позволить себе живописный портрет, появляется возможность запечатлеть себя в вечности. Портретная съемка при помощи дагерротипа, благодаря невысокой цене и оперативности, приобретает все большую популярность. Но везде есть свое «но», и этот случай не исключение. Такая фотография делалась с большой выдержкой и требовала от модели абсолютной неподвижности. Любое, даже самое легкое движение, без сомнения, испортило бы работу. Поэтому сделать хороший снимок живого взрослого человека было не такой уж простой задачей, а снимок ребенка — невыполнимой. Вот здесь и получила свое распространение посмертная фотография. Ведь живые двигаются, а мертвые — нет.

Посмертные снимки не окружал таинственный и мрачный ореол, как может нам сейчас показаться. Единственной их целью было сохранить память об умершем. Такая фотография становилась своего рода сувениром, который впоследствии гордо возвышался на книжных полках или же хранился с личными вещами в ящике письменного стола.

post-mortem

Как и многие другие направления, посмертная фотография имела свою эволюцию. К примеру, сначала мертвых снимали прямо в их гробах, но только крупным планом, чтобы не было видно самого гроба. Фотография могла изображать полностью тело или только лицо, но любые атрибуты смерти всегда исключались из кадра. Цель подобной фотографии — показать умершего человека живым, а именно безмятежно спящим в своей удобной постели, в своем родном доме. Для создания иллюзии спокойного сна телу умершего часто придавали более естественное положение, а на его лицо наносили румяна.

Детей традиционно изображали лежащими в колясках или в их маленьких кроватках в окружении любимых игрушек. Здесь стоит отметить, что детская посмертная фотография пользовалась особой популярностью, так как уровень детской смертности в Викторианскую эпоху был очень высоким. Дети часто умирали на первых месяцах или годах жизни, а то и вовсе рождались мертвыми. В таких случаях посмертная фотография была единственным портретом несчастного дитя, оставшимся безутешным родителям на долгую память.

post-mortem

post-mortem

Позже взрослым и детям на посмертных фотографиях стали придавать сидячую позу. Взрослых усаживали в кресла, детей — на маленькие детские стульчики. Пространство вокруг умерших украшалось цветами или богатым убранством, делалось все возможное, чтобы фотография получилась более жизнерадостной. Над образом умерших старательно работали: наносили макияж, придавали безмятежную позу телу, чтобы в последний раз на короткий миг изгнать из человека смерть. Кроме того, фотограф изображал на самом снимке поверх закрытых глаз мертвеца открытые, и подчас работа была столь искусной, что подделку нельзя было распознать. Интересно, что съемки могли проводиться как в доме умершего, так и в ателье фотографа, куда к началу съемок транспортировалось тело.

post-mortem
Postmortem4

Далее традиционным стало изображение на снимках не только умершего, но и всей его семьи. Близкие люди погибшего садились или вставали рядом с ним, клали руки ему на плечи или обнимали его. Сейчас такие снимки многим показались бы жуткими: только представьте, вы видите старинную семейную фотографию, вам говорят, что один из изображенных на ней мертв, и вы снова и снова вглядываетесь в лица на фотографии, пытаясь понять, правда ли это — от осознания изображенного действительно становится жутко. Но люди в XIX веке мыслили не так, как мы, и посмертная фотография носила сугубо практичный характер.

post-mortem

Затем жанр снова меняется. Мертвые, как и сначала, изображаются в гробах, но вместе с ними фотография захватывает и родственников, и друзей умерших, пришедших на похороны и в момент съемки стоящих вокруг гроба. Такая традиция продлилась достаточно долго, более того, она и сейчас живет в некоторых уголках Восточной Европы.

Посмертная фотография была очень популярным явлением вплоть до конца XIX века, а в XX веке стремительно пошла на убыль. Неудивительно, ведь фотоискусство продолжало развиваться, на смену дагерротипам пришли фотоаппараты с моментальными выдержками, значительно облегчающие процесс фотосъемки. Жизнь взяла свое, оттеснив мрачные настроения смерти: на фотографиях стали изображать не мертвых, а живых. Однако посмертная съемка — это удивительная традиция, прочно запечатленная в истории, которая и по сей день является объектом изучения и коллекционирования!

Автор: Дарья Горина