На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экстремально

87 550 подписчиков

Свежие комментарии

  • Antanas
    Преступники умнее расследоватилей.Четыре серийных м...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Сказка про белого бычка.Что б это подтвердить надо повторить эксперимент.Через меня то же проходит луч от черных дыр ...Пострадал ради на...
  • Сергей ТНаблюдатель
    Если ему так не нравится эти 10 пунктов что он забыл там 10 лет и "наши девушки" такие же еврейки как и он, велком в ...10 фактов, которы...

Агафья Лыкова — последняя из «робинзонов» «Таежного тупика»

Не знаю, как сегодня, а в те времена, когда компьютерная эпидемия еще не была массовым явлением, одной из самых востребованных и читаемых среди школьников –подростков книг был роман английского писателя Даниэля Дефо – «Робинзон Крузо», написанный им почти 300 лет тому назад. Сюжет романа, в общем – то, незамысловатый, чисто приключенческий. Моряк — мореплаватель в результате кораблекрушения оказался на необитаемом острове. И прожил там немного – немало целых 28 лет.

Казалось бы, в таких экстремальных условиях человек обречен на смерть, потому что вокруг него сплошные опасности. Или в лучшем случае может стать дикарем. Но Робинзон Крузо не только выжил, не только не одичал, а, напротив, благодаря постоянному общению с природой вернулся к людям нравственно возрожденным. Конечно, читатели воспринимали роман как увлекательную интересную сказку, не более. А о том, что в наш цивилизованный век такие «робинзониады» тоже могут случаться, никто и мысли не допускал. Но…

В 1982 году в газете «Комсомольская правда» известный советский писатель и журналист Василий Песков рассказал историю семьи староверов Лыковых, бежавших от сталинских репрессий 30–х годов в тайгу и на протяжении сорока лет, вплоть до 1978 года, живших почти в абсолютной изоляции от всего мира. Эта история стала самой громкой сенсацией союзного масштаба начала 80–х.

44371

А после того, как Песков издал книгу «Таежный тупик», переведенную на несколько иностранных языков, она приобрела мировой характер. Сегодня в живых из большой семьи Лыковых осталась одна — Агафья Лыкова. Но она по-прежнему продолжает жить в таежном уединении. Приводим подробности этой «робинзианы».

Как это было?

В 1978 году, делая разведывательный геологический облет Саянской тайги в Хакасии в предгорье Алтая, в совершено диком и далеком от цивилизации лесу, летчики заметили кусок обработанный земли, в излучине горного притока реки Еринат. Сверху кусок земли напоминал огород с продольными грядками. Возникло предположение, что тут живут люди. Позже к этому месту была направлена группа пеших геологов, которые обнаружили 3–х людей: мужчину и 2–х женщин, живших в абсолютном уединении. Позже, только во время 5–ой встречи выяснилось, что людей всего пятеро.

lykov-karp-osipovich-otec-semejstva-otshelnikov-1978

Это была семья староверов Лыковых. Глава семейства и отец — Карп Осипович и его дети: двое сыновей Савин и Дмитрий и две дочери Наталия и Агафья. За 17 лет до прибытия геологов семья была полной. Еще была жива жена и мать Акулина Карповна, которая не смогла пережить неурожай и голод, случившейся в 1961 году.

В результате церковной реформы 17 века, в Русской Православной Церкви случился религиозный раскол, получивший название «Никоновский раскол» по имени патриарха Никона, инициировавшего реформу вместе с русским царем Алексеем Михайловичем Романовым. В результате гонений на христиан, не принявших церковных перемен, многие бежали подальше от властей и организовывали отдаленные поселения, где сохраняли старые обряды, быт и верования.

В одном из таких поселений в глухой тайге на реке Абакан, где проживало несколько семей староверов и жила семья Лыковых. Однако в конце 20–х годов прошлого века, туда добралась советская власть и Карл Осипович принял решение уйти еще дальше в леса. Вместе с женой Акулиной и двумя детьми: старшему Савину на тот момент едва исполнилось 11 лет, а его сестре Наталии было всего 4 года. Лыковы предпринимают попытку уйти по Еринату, притоку Абакана на лодке. Лодку, груженную скарбом тащили по воде бичевой, как бурлаки. 8 недель Лыковы прорывались в тайгу, подальше от цивилизации. Двое других детей: Дмитрий и Агафья родились уже на месте их отшельничества, где спустя еще 40 лет их обнаружили советские геологи.

Карп Осипович Лыков

Через три года после встречи с людьми в семье Лыковых начинается мор. В 1981 году умирает сразу три человека, оба брата и старшая сестра, которая, как утверждается, не перенесла горя утраты. Спустя еще 7 лет умирает отец Карл Осипович. Доктор Игорь Павлович Назаров, наблюдавший за семьей почти с самого момента их повторной встречи с цивилизацией утверждает, что Лыковы не имели необходимого иммунитета, ввиду отсутствия контактов с внешним миром и оказались неспособны противостоять обычным заболеваниям.

Савин и Дмитрий Лыковы

Сначала Лыковы наотрез отказываются от плодов цивилизации, соглашаясь принять только соль. Они так же категорически отказываются фотографироваться, что объясняет практически полное отсутствие качественных фотографий членов их семьи. Все фото делаются украдкой. Отказываются они и от возвращения в цивилизацию, объясняя это запретом веры: «в миру нам не можно».

С 1988 года, самая младшая из семейства Лыковых Агафья остается одна. К тому моменту, вопреки воле отца, она все же решится на путешествие в цивилизацию и увидит как живут современные люди. Это приведет к их размолвке с уже больным отцом и ускорит его кончину. Особое впечатление на Агафью произведет поезд — «дом на колесах». После смерти отца и используя кое–какой инструментарий, привезенный людьми она собственными силами строит новое жилище. В 1990 году, узнав о существовании Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ) Агафья предпримет попытку примкнуть к женскому монастырю и даже проходит обряд пострижения в иноки. «Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с инокинями часовенного согласия.» (с) ВиКи

В 1983 году выйдет документальная повесть советского журналиста и писателя Василия Михайловича Пескова «Таёжный тупик», описывающая встречу Лыковых с цивилизацией и их таёжный быт.

Так эта история была представлена в советской прессе. Однако в постперестроечное время, выяснились новые подробности. Оказывается местным егерям и охотникам «заимка Лыковых» — была известна с 30–х годов. Кроме того, в семье лыковых было три брата, одного из которых убили сотрудники бывшего Алтайского заповедника, приняв его за беглого заключенного. Оказывается, в военные и послевоенные годы, в обязанности егерей входил и поиск дезертиров, уклонистов от воинской службы, беглых бандитов и даже диверсантов.

Агафья, младшая и последняя из выживших Лыковых в мельчайших деталях пересказывала отцовские рассказы о зверствах красноармейцев, которые они устраивали в деревнях и селениях, в том числе и среди староверов. О том, как вешали людей. Как разоряли и грабили хутора и силой сгоняли в колхозы. «Самая богопротивная власть — власть советская» — говорит Агафья. Так что у семьи Лыковых были все основания бежать и скрываться от советских властей.

sergej_usik_agafya_lykova_nosha

В настоящий момент Агафья по прежнему живет в уединении, на расстоянии 300 км от ближайшего населенного пункта, все там же, в тайге, где с помощью властей республики Хакасия и Кемеровской области обзавелась небольшой фермой. Теперь у нее есть козы, куры и собака. В доме вместе с ней живет 9 кошек. Время от времени ее навещают люди из цивилизации, привозя с собой вещи первой необходимости. Через этих людей она поддерживает связь с многочисленными знакомыми по всему миру, которые за это время успели у нее побывать и знают ее лично, в числе которых патриарх Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ) Корнилий.5 лет с ней прожила послушница–староверка Надя, которая помогала ей по хозяйству. Надя шла к Агафье пешком вместе с проводником почти месяц.

Во время серьезной болезни Агафьи, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно обеспечивал ей вертолетную транспортировку на горячие ключи на реке Абакан, где она проводила по несколько недель. 17 лет назад у Агафьи появился сосед Ерофей Седов, геолог, тоже из староверов, который, кстати, был в числе первых людей, кто обеспечивал контакт Лыковых с цивилизацией, будучи проводником. Он же привел к Лыковым и Пескова, того самого, кто в 1983 году написал о них свою повесть. Соседа Агафья особенно не жалует, но навещает раз в неделю. Она вместе с Ерофеем слушает радио, узнавая все больше о современном мире. «Раньше был царь, а теперь его президентом назвали.» — метко замечает Агафья.

pic_28fff9b2223c9ab8b1f4712895e1d7ae

23 января 2013 года, Агафью наградили медалью «За Веру и Добро». Медаль отшельнице, вместе с другими продовольственными подарками доставил на вертолете глава Таштагольского района Кемеровской области Владимир Макута. Он же и вручил ее лично.

С середины 90–х отшельничество Агафьи Лыковой приобретает символический характер. К ней едут, везут, несут всё и все, кто только может приехать и что только можно привезти в столь отдаленный уголок. Помимо журналистов, представителей власти, послушников–староверов, егерей и ученых ее также навещают и туристы–экстремалы.

Побывать у Агафьи в гостях и хоть ненадолго приобщиться к ее быту, для многих стало своеобразным аттракционом. С каждым годом хозяйство Агафьи все больше приходит в упадок. Отчасти из–за ее возраста и невозможности работать как прежде, отчасти из–за щедрых подношений. Крупы, макароны, сухари, даже консервы. Резиновые сапоги, свечи, вёдра, кастрюли, одежда, бочки, часы, мотки проволоки, инструменты и батарейки.

sergej_usik_obitel_agafi_lykovoj

Теперь Агафья заказывает вещи своим посетителям, как по каталогу. От домашнего скота, до помощника, да что бы «одной веры и безропотный». В огороде нужды все меньше. Сил, да и желания что–то делать — тоже. Кресты на могилах членов семьи давно сгнили. Дом завален коробками и пакетами из- под подарков. Огород зарастает бурьяном и деревьями. Приезжающие и приходящие гости что–то достраивают, доделывают, в том числе и под себя. Что–то ремонтируют, что–то наоборот демонтируют. Соседи то появляются, то исчезают. От старых лыковских построек, а вместе с ними и лыковской самобытности уже давно ничего не осталось.

«…вместо «отсталого» образа жизни и мысли Лыковых, погибает тот «современный» СССР, который их открыл, и, главное, описал на своем советском языке, с его неизбежностью просвещения. Но просвещение отменили. Все запуталось. Логика потерялась. И в результате, когда ты читаешь уже очерки из 1990–х, из 2000–х, то вот именно тут — несмотря на всех этих Тулеевых, на все эти ордена, посылки, туристов, — несмотря на все это только теперь тебе становится по–настоящему страшно. И только на этом месте ты начинаешь по поводу Лыковой всерьез переживать.

В 1982 году оно кажется каким–то не одиноким, то одиночество. Кажется, что все «понарошку». Кажется, что «приедут, научат, спасут. А теперь, даже если в тайге толпа народу, даже если и правда приедут, и правда спасут, — все равно одиночество теперь настоящее.»

7744DB36-439B-427B-89CD-58E3E28B0C6D_w1023_s_s

Как живет сегодня Агафья Лыкова

После нахождения геологами в глухой тайге отшельников-староверов Лыковых прошло уже более 30 лет. За эти годы умерли все члены этой семьи. 30 лет назад, в июле 1982-го, известнейший журналист Василий Песков впервые посетил «таежный тупик». Об удивительной истории семьи отшельников Лыковых, в 1930-х годах прошлого века оставившей мирскую суету и поселившейся в глухой тайге, он рассказал всему миру. До сих пор жива одна из Лыковых, Агафья. Она так и не приняла современной цивилизации…

К ней периодически наведываются гости на вертолёте. Привозят разные подарки — продукты, одежду, утварь. Томич Виктор БУРКОВ, главный специалист Комитета охраны природы, добрый знакомый Агафьи, впервые встретился с ней ещё в 90-е. Совсем недавно Виктор Александрович снова побывал у знаменитой отшельницы. Он и рассказал «АиФ» о её нынешнем житье-бытье:

— В доме Агафьи обстановка скудная, даже убогая. Но есть настоящие реликвии — старинные иконы в серебряных окладах и толстые богослужебные книги, которые отшельница постоянно читает. Геологи, которые к Агафье иногда захаживают, построили ей новый, более крепкий и тёплый дом, но туда она перебираться не спешит. Говорит, его отмолить сперва надо.

Матушкин крест. Потеряв любимого, она не отказалась от жизни

Воду из речки Агафья таскает сама. Есть у неё козы, куры, кошки. На реке Еринат Агафья сделала запруды — ловит хариуса. Рыбный запах привлекает и медведей, которых в этих краях немерено. Не так давно, рассказывала старушка, собирала она пойманную рыбу, подняла голову, а на противоположном берегу косолапый стоит. Она стала медленно пятиться — бежать нельзя, в три прыжка догонит.

sergej_usik_medved_obhod_vladenij

— Эта женщина достойна восхищения — маленькая и щупленькая, но двужильная. Когда моложе была, сама брёвна таскала, избушку для скотины складывала, печь в доме построила, — говорит Виктор Александрович. — Приезжали к ней «послушники», да надолго не задерживались — тяжела и сурова жизнь в таёжной глуши.

Впрочем, Агафья не так уж и одинока — неподалёку живёт её давний поклонник Ерофей. Когда-то он был в числе тех геологов, которые набрели на семью староверов. Дружил с ней, помогал по хозяйству. А когда вышел на пенсию, решил навестить её на Рождество. Но во время пути провалился в ледяную речку, застудил ногу — развилась гангрена, конечность пришлось ампутировать. Вместо того чтобы сидеть дома и горевать, великовозрастный романтик на деревянном протезе ушёл в тайгу. И живёт там уже 17 лет.

— У Ерофея в доме стоит радиостанция, отшельники слушают «большую землю», — рассказывает В. Бурков. — Но бывает, что из-за разногласий в вере старики подолгу не общаются. Тогда Агафья пишет письма и передаёт их с оказией губернатору Кемеровской области Аману Тулееву — он давно патронирует таёжницу.

0_7d2bfa_844da63d_XL

Конечно, Агафья уже не та дикая и испуганная женщина, какой её впервые увидели геологи. Только не переносит запах алкоголя и табака. Боится свиста: чуть услышит его, креститься начинает. Не брезгует благами цивилизации — пользуется фонариками, очень радовалась зонтику. И еду мирскую пробует.

— Но она, пожалуй, последняя из настоящих раскольников. Говорит нараспев, пишет старославянскими буквами, верует истово. Предана заветам своих родителей — в мир возвращаться даже под страхом близкой смерти не желает, — заключает Виктор Бурков.

«Агафья Лыкова только воскликнула «о-о-о-о», когда Василия Пескова увидела!»

Сегодня сибирскую отшельницу Агафью Лыкову знают все, и случилось это благодаря Василию Михайловичу. Василий Михайлович привез Агафье в подарок платок, дал покрутить всю свою технику, особенно бинокль она с интересом рассматривала Именно Василий Песков поведал миру об уникальной семье староверов Лыковых, спрятавшихся от цивилизации в саянской тайге в 1938 году. Впервые Василий Михайлович приехал к Агафье в 1982 году и с тех пор уже не забывал своих героев, часто навещал, всегда с подарками, лакомствами, лекарствами. Его документальная повесть Таежный тупик» о жизни хакасских «робинзонов» пользовалась сумасшедшей популярностью, переиздавалась, была переведена на несколько языков.

peskov

— В 2006 году мы летали к Агафье Лыковой, и тогда он, по-моему, был у нее в последний раз, — рассказывает сотрудник заповедника Хакасский, кандидат биологических наук Любовь Галенковская. – Мы летели в вертолете, одному из наших было ужасно страшно, так Василий Михайлович, пытаясь перекричать рев мотора, смешил его, рассказывал анекдоты. Сколько он их знал! Учил нас: прилетим, никаких фотоаппаратов не используйте, Агафья не разрешает, пока я с ней не поговорю. Прилетели, она Василия Михайловича увидела, и возглас только издала: «О-о-о-о»! Не ожидала, что старый знакомый в гости прилетит. Потом он пошептался с ней, и сказал, что мы можем теперь фотографировать. Привез ей в подарок платок, дал покрутить всю свою технику, особенно бинокль она с интересом рассматривала. А говорил с ней в основном наедине, о чем, мы не слышали. Потом уже мы с Агафьей по своим делам общались: я изучаю растения, так узнавала, какие она травки использует, как их называет. Чихотник, — он так и называется, «от живота». От него же – «дристунец», — ну это уже по ее конечно выражению, трава седум называется.

Вообще Агафья говорливая такая оказалась, но много не понять, язык своеобразный. Все дела, все беды, — не замолкая. «Коза, жалуется, Звездочка, надоела она мне, хоть пристрелите ее. Сломала калитку, ушла, а у меня там медведица шарится».

Вспомнила сегодня всю эту историю, когда узнала, что Василия Михайловича не стало. Вроде виделись с ним всего один раз, а даже всплакнула: он таким душевным человеком запомнился. Веселый такой мужичок.

sergej_usik_agafya_lykova_po_yagody

В пятницу, 16 марта, по поручению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева глава Таштагольского района Владимир Макута со специалистами посетили таежную отшельницу Агафью Лыкову. Аман Тулеев очень обеспокоен состоянием здоровья Агафьи Лыковой. Причиной тому стало письмо, пришедшее от отшельницы, в котором указано, что она хочет совершить причастие. Для старообрядцев это очень важный обряд — без причастия уход в иной мир считается недопустимым. При этом причащать может только наставник с согласия верующего. В таежную глубинку были доставлены духовные лица из поселка Килинск Таштагольского района — родственники Агафьи Лыковой. Именно они совершили обряд причащения.

В целом состояние здоровья отшельницы удовлетворительное, однако отмечены симптомы гриппа: общее недомогание и кашель. Агафья Лыкова по-прежнему занимается хозяйством. Как сообщается, минувшей зимой умер козел, теперь на ее попечении остались три козы и куры.

Вертолетом, которым в тайгу прилетел Владимир Макута, также были доставлены семена, полимерная пленка, продукты питания и медикаменты. Агафья Лыкова поблагодарила за оказанную помощь и за внимание со стороны губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, и просила передать ему «низкий поклон».

Главу Кузбасса Амана Тулеева и Агафью Лыкову связывает давняя дружба. Впервые они встречались осенью 1997 года, когда губернатор региона побывал на ее заимке в Таежном Тупике. С тех пор ведется их переписка. Агафья Лыкова — единственная оставшаяся в живых представительница семьи отшельников-старообрядцев, обнаруженных геологами в 1978 году в Западных Саянах.

sergej_usik_agafya_lykova_za_senom

Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года, долгие годы отшельники старались уберечь себя от влияния внешней среды, особенно в отношении религии. К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро: глава семейства Карп Иосифович, сыновья Саввин (45 лет) и Димитрий (36 лет), дочери Наталья (42 года) и Агафья (34 года). В 1981 году один за другим умерли Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушел из жизни Карп Иосифович. В настоящее время Агафья Карповна живет в тайге одна.

Источник

Картина дня

наверх